Неопозитивизм




В XX столетии традиции позитивизма были продолжены неопозитивизмом, который, по прежнему отвергая классические метафизические проблемы, сосредотачивает внимание на анализе языковых форм знания. Отличие неопозитивизма от первого позитивизма и эмпириокритицизма в том, что он видел задачу философии в разработке знаково-символических форм научного познания. Иногда неопозитивизм называют "логическим позитивизмом".
Основные идеи неопозитивизма впервые были артикулированы в начале 20-х годов интеллектуалами, входившими в так называемый "Венский кружок" логических исследований. Их позитивистская программа включала следующие идеи:
* Ограничение предмета философии анализом языка науки.
* Превращение логики в формальную и математическую логику, нацеленные на совершенствование языка науки.
* Стремление подвергнуть всё наличное знание критическому анализу с позиции требования принципа верификации.

Принцип верификации - ключевой в методологии неопозитивизма. Он означает процедуру установления истинности утверждений через их эмпирическую проверку: если не будут обнаружены факты, подтверждающие теорию, она не является истинной.

Постпозитивизм

В 50-е годы ХХ столетия всё отчётливее стала проявляться исчерпанность неопозитивизма: опыт развития естественных наук показал, что полностью формализовать язык науки невозможно. Тщетным оказалось и стремление неопозитивизма исключить из философии классические проблемы: сознание, бытие, свободу. Констатация этого дала основание говорить если не о закате неопозитивизма, то о переходе его в стадию постпозитивизма.
Начало постпозитивизма связывают с работой английского философа Карла Поппера "Логика научного открытия". Под "постпозитивизмом" стали понимать совокупность методологических концепций, пришедших на смену неопозитивизму и являющихся очередным этапом в развитии философии науки. Несмотря на разнородность этих концепций, они имеют ряд общих черт, позволяющих подвести их под общее название "постпозитивизма":
* Все эти концепции отталкиваются от классической позитивистской методологии, но подвергают её критическому пересмотру.
* Для них характерен отказ от ориентации на анализ языка науки и обращение к истории науки. Изучение развития научного знания, по мнению постпозитивистов, помогает выявить закономерности в тенденции развития науки.
* Они отвергают строгие и жёсткие оппозиции, характерные для философии науки: между эмпирическим и теоретическим, открытием и обоснованием, фактом и теорией.
* Постпозитивисты считают непродуктивным противопоставление философии и науки.
* Общей чертой всех постпозитивистских концепций является отказ от кумулятивизма в понимании развития науки в пользу концепции научных революций: периоды спокойной, повседневной исследовательской работы сменяются скачкообразными прорывами и появлением новых картин мира, теорий, гипотез.

Наиболее авторитетными представителями постпозитивизма являются: Т.Кун, И.Лакатос, Ст.Тулмин, П.Файерабенд.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление