Людвиг Фейербах




Долгое время философия Людвига Фейербаха (1804-1872) рассматривалась в связи с марксистской философией. Традиция гласила, что антропологический материализм Фейербаха является одним из теоретических источников диалектического и исторического материализма. Маркс в "Тезисах о Фейербахе" и Энгельс в статье "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" задали достаточно одностороннюю направленность в изучении этого мыслителя, критикуя его за "созерцательность" в понимании познания. Но действительные взгляды Фейербаха более глубоки и оригинальны.
Главную ценность представляет его учение о человеке. Выработка этого учения происходила в процессе критики религии и идеализма. В "Сущности христианства" Фейербах показывает, что философия и религия взаимно исключают друг друга. Религия - это вовсе не социальный феномен, считает Фейербах, - её причины коренятся в природе человека, в чувстве неуверенности, страха, которое он испытывает перед неведомыми ему силами. Религия парализует волю человека, его стремление к преобразованию мира. Поэтому, критикуя её, Фейербах взамен предлагал культ человека, обоготворяя последнего. Он считал, что главными являются не отношения между людьми в обществе, а отношения типа: "Я - Ты", то есть, межиндивидуальные, основанные на взаимной любви и доброжелательности.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление