Фридрих Ницше




(1844-1900)

Фридриха Ницше считают родоначальником "философии жизни", философом, впервые открыто сказавшим о гибели европейской культуры. Его судьба трагична и во многом напоминает судьбу последующего европейского человечества. Главная проблема творчества Ницше - это выяснение того, как человек может жить в условиях, когда "Бог умер" (Это его буквальная характеристика состояния культуры). Составляющие этой проблемы: идея "воли к власти", "сверхчеловека", "вечного возвращения".
При жизни Ницше не был широко известен, его работы стали широко популярны в начале XX века.

Основные работы Ницше

Произведения, написанные Ницше, условно разделяют на три группы, соответствующие трем этапам его творчества:
Работы, написанные под влиянием Шопенгауэра и посвященные проблемам культуры: "Рождение трагедии из духа музыки" (1872); "Философия в трагическую эпоху Греции" (1873); "Несвоевременные размышления (1873-76).
Период "переоценки всех ценностей": "Человеческое, слишком человеческое (1878); "Веселая наука" (1882).
Период зрелого Ницше: "Так говорил Заратустра" (1883); "По ту сторону добра и зла" (1886), "Генеалогия мора ли" (1887), "Антихристианин" (1888), "Сумерки богов" (1889).

Концепция культуры у Ницше
Главная тема, интересующая Ницше и красной нитью проходящая через все его произведения - кризис европейской культуры. Обращаясь к истокам последней, Ницше утверждает, что человеческий род выделяется среди прочих животных наличием фантазии и интеллекта, развивая которые, он может успешно справиться с задачей выживания. Для этого он создает такие средства культуры, как язык и логика. Но, применяя эти средства, человек "искажает" жизнь, подменяет ее живую душу необходимостью и закономерностью. Работой "подмены" жизни у Ницше занимается наука.
Помимо науки существует такой вид интеллектуальной деятельности, как искусство. Оно гораздо ближе жизни, и на начальных этапах истории играет первостепенную роль в обществе. В дальнейшем это соотношение изменяется в пользу науки. В конце концов, жизнь заменяется искусственной конструкцией, утратившей все связи с почвой. Мир лишается всех высот и идеалов, становится полностью демистифицированным, теряет загадочность и тайну. И рано или поздно погибнет. Таков диагноз Ницше.

Ницше о причинах кризиса культуры
Хотя наука и выступила в качестве орудия подмены жизни, главную ответственность за гибель европейской культуры Ницше возлагает на христианство. Последнее он понимает как стиль мышления и образ жизни. Дохристианская культура наиболее полно воплощена в Греции и выступает как равноправие двух начал: дионисийского и аполлоновского. Дионисийство - это начало, характеризующее связь человека с природой, свободную игру жизни, титанизм. Аполлонизм - это культ размеренности, формы, порядка. Ницше называет дионисийство женским началом, а аполлонизм - мужским. История культуры - это борьба между дионисийством и аполлонизмом. Европа пошла по пути подавления первого вторым. Христианская религия, по мнению Ницше, есть гипертрофированное аполлоновское начало, и поэтому несет ответственность за все происходящее с культурой и с самим религиозным чувством.

Учение Ницше о "сверх-человеке"
Уже в ранних работах Ницше заметны черты аристократизма в науке и искусстве, которые, впоследствии разрабатываются в направлении теории "сверхчеловека". Цель истории - великие люди. Но в истории мы повсеместно наблюдаем дуализм рабов и господ. Рабство, по мнению Ницше, заложено в сущность культуры. Ведь рабскими, ослабляющими волю человека, являются средства, используемые культурой для подчинения жизни. И, прежде всего, это касается науки и морали. "Воля к власти" является критерием значимости явлений общественной жизни. То, что обостряет чувство власти, саму власть - хорошо; то, что притупляет и ослабляет власть - плохо. Способствует ли мораль и интеллектуальная деятельность укреплению власти? - Нет! Мораль, - утверждает Ницше, - возникает из реализации превосходства одних людей над другими, аристократов над плебеями. Мораль - это восстание рабов против господ. Но, - говорит Ницше, - неравенство людей имеет природное, а не социальное обоснование. Сильный человек, прирожденный аристократ, абсолютно свободен и не связывает себя моральными нормами. Это и есть "сверхчеловек", который, в перспективе, станет особым биологическим типом.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление