Французская философия в XIX веке




Наиболее значительными явлениями французской философской мысли в XIX столетии считают:
* Спиритуализм (В.Кузэн, Ш.Ренувье, Э.Бутру).
* Позитивизм (О.Конт).
* Агностицизм (И.Тэн, Ж.Э.Ренан).
* Метафизическую систему А.Бергсона.

Помимо позитивной философии О.Конта, положившей начало позитивизму - самому распространенному направлению западной философии в конце 19-го - 20-м веке, заслуживает внимания метафизика Анри Бергсона (1859-1941), основополагающие идеи которой инициировали появление "философии жизни". Бергсон был первым философом, получившем Нобелевскую премию (1927), а его сочинение "Творческая эволюция" стало классическим. Поэтому анализ французской философии 19 века мы ограничим кратким рассмотрением учения Бергсона.

Метафизическая система А.Бергсона

Бергсон был не только талантливым философом, но и известным литератором, писавшим на вопросы философии, морали, религии. В 1927 году Бергсон был удостоен Нобелевской премии в области литературы. Помимо указанной выше работы, Бергсону принадлежат: "Непосредственные данные сознания", "Материя и память", "Два источника морали и религии".
Концепция развития, предположенная Бергсоном и получившая название "творческой эволюции", была направлена в первую очередь против дарвинизма, который оказался не в состоянии понять и объяснить новое в развитии, а ставил целью лишь описание закономерностей. Развитие, по Бергсону, есть сама жизнь в её полноте и многообразии. Именно живая система является противоположностью механистическим, к которым сводит развитие дарвинизм. "Живые системы обладают неповторимостью, необратимостью и непредсказуемостью.
"Жизнь", в понимании Бергсона, это не биологический, а скорее "психический" процесс. Основные понятия, с помощью которых раскрывается "творческая эволюция" - это "длительность" и "жизненный порыв". "Длительность" понимается Бергсоном как форма, которую принимает последовательность наших состояний сознания. С помощью понятия "жизненного порыва" описывается характер развития: изначально существует некий центр мира, из которого, как из огромного букета выбрасываются миры. Мир - это творческое начало, осуществляющее постоянное творение нового. Эволюция есть динамическое взаимодействие "жизненного порыва" и косной материи, в результате которого поток жизни распадается на две ветви эволюции: растительную и животную. Развитие животного мира приводит к появлению человека и интеллекта. Но не интеллект, как считает Бергсон, выражает сущность творчества человека, а интуиция, которая вырастает непосредственно из жизненного инстинкта.
Интуиция как способ постижения жизненного мира противостоит интеллектуальным методам познания, которые могут познавать лишь отношения между вещами, а не сами вещи.
Учение Бергсона оказало влияние на такие философские направления ХХ века, как экзистенциализм, персонализм, неотомизм.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление