Жизнь как форма существования материи





Эволюция материи, возникшей в результате "Большого взрыва", в определенный момент времени привела к появлению жизни, которую в материалистической философии считают особой формой материи. Распространенные до ХХ века идеалистические теории происхождения жизни (витализм и креационизм), постепенно утратили свою привлекательность, не сумев противостоять достижениям современной биологии, которая утверждает, что жизнь имеет материальную природу.
До 80-х годов ХХ столетия преобладали два подхода к определению сущности жизни. Согласно первому, жизнь определяется её субстратом, носителем ей свойств - белком, например. Другое определение рассматривало жизнь как совокупность специфических физико-химических процессов. И в первом и во втором случае, жизнь - это активное поддержание и самовоспроизведение специфической структуры, идущее с затратой полученной извне энергии. Живые объекты отличаются обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляцией своего состава и функций, приспособляемостью к среде. В настоящее время определение жизни как процесса обмена веществ получило существенное дополнение со стороны информационной трактовки жизни, разработанной в генетике.
Для философии проблема жизни интересна постольку, поскольку она связана с проблемой сущности человека - центрального объекта философской рефлексии. Человек - это разумное живое существо и для полной его идентификации важно знать, насколько его статус именно как живого существа связан с его разумностью. Является ли разум ступенью в развитии живой материи или представляет собой совершенно независимую от неё субстанцию?
Современное состояние биологической науки показывает, что, несмотря на колоссальные успехи в изучении жизни, не удается пока ответить на два принципиальных вопроса:

1. Появился ли человек таким же путем, как и другие живые организмы?
2. Объясняется ли разумность человека особым устройством его как живого существа?

Эти вопросы являются модификацией вопроса о начале жизни вообще и жизни человека в частности. Исходной гипотезой современных учений о происхождении жизни является абиогенез, утверждающий, что жизнь на Земле произошла из неживой материи. В середине ХХ века экспериментальным путем был осуществлен синтез белковоподобных веществ в условиях, воспроизводящих условия древней Земли. Тем самым абиогенная гипотеза получила подтверждение. Однако в отношении человека эта гипотеза не работает, ибо не согласуется с данными, полученными молекулярной биологией. В начале 80-х годов ХХ столетия группа исследователей под руководством профессора Калифорнийского университета Аллана К.Уилсона, посредством сравнительно-генетических исследований доказала, что все люди на Земле происходят от одной женщины, жившей около 80 тысяч лет назад где-то на северо-востоке Африки. Ученые назвали её "митохондриальной Евой".13 Позднее эти выводы были подтверждены исследованиями других ученых.
Действительно, исследование генома человека, содержащего всю генетическую информацию об индивиде, позволяет реконструировать историю предков этого индивида. И чем глубже в историю погружается ученый, тем с большей очевидностью обнаруживается тенденция к сужению расового и этнического разнообразия человеческой породы и, в конце-концов, мы приходим к одному предку человека. Остается только объяснить, откуда этот один предок - Ева - взялся? Этот вопрос пока остается неразрешимым, что открыло широкий простор богословским спекуляциям, которые настаивают на том, что человек сотворен богом.
Подобно тому, как неживая материя состоит из элементарных частиц, живая материя также может быть сведена к образующим её элементарным единицам. На сегодняшний день такой является клетка. Во-первых, клетка сама по себе является живым организмом, и, во-вторых, все живые организмы состоят из клеток. К примеру, у новорожденного человека насчитывается около 2·1012 клеток. Клетка отграничена от других клеток или от внешней среды специальной мембраной и имеет ядро, в котором сосредоточена основная часть химической информации, контролирующей наследственность. Одно время клетка считалась более или менее однородным элементом жизни, так называемой "живой субстанцией". В 19 веке немецкий физиолог Теодор Шванн разработал клеточную теорию и показал, что клетка состоит из множества четко обособленных структур - органелл.
Будущее в исследовании природы и свойств живой материи принадлежит молекулярной генетике, в особенности - изучению генома человека. "Прочтение" генома человека делает прозрачной индивидуальную историю любого индивида, дает ключ к пониманию его физического и психического состояния. Появляется реальная возможность "улучшения" человеческой породы, создания людей с заранее заданными параметрами и свойствами. Это создает серьезную проблему, имеющую философскую природу: насколько глубоко наука имеет право вторгаться в тайну человеческой сущности? По данной проблеме в настоящее время ведутся обширные и острые дискуссии и однозначного решения пока не найдено.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление