Абсолютное бытие как Идея





Позиция идеализма, настаивающего на идеальной природе бытия, означает, что все определенное бытие является инобытием идеи, сознания, разума. Сама идея трактуется двояко: как объективная и как субъективная реальность.
Объективный идеализм утверждает, что бытие представляет собой вечную во времени и бесконечную в пространстве сущность, являющуюся или идеей, или порождением этой идеи. Абсолютное бытие - это потенция, намерение, план, в соответствие с которым создается мир единичных вещей. Платон, считающийся родоначальником традиции объективного идеализма, характеризовал идеи как вечные и неизменные прообразы вещей. Каждой единичной, чувственно воспринимаемой вещи, говорил он, соответствует её идеальный первообраз, который, вместе с другими идеями, образует "мир идей". Аристотель называл идею "силосозидающим" и "формообразующим" принципом. В средневековой христианской философии идея трактовалась как божественная мысль. Гегель видел в идее истинное бытие, которое разворачивается в диалектическом процессе мышления. Общим для всех объективно-идеалистических учений о бытии является то, что согласно им определенное бытие, то есть мир единичных вещей, явлений и процессов, изначально, в виде потенции, присутствует в составе идеи подобно тому, как в семени уже наличествует будущий плод: необходимы только соответствующие условия и этот плод непременно появится.
Субъективный идеализм связывает существование мира чувственных вещей, явлений и процессов с наличием субъекта, который воспринимает этот мир. Английский философ 18-го века Джордж Беркли выразил кредо субъективного идеализма ставшим знаменитым утверждением: "Существовать - значит быть воспринимаемым". Речь идет, разумеется, не о физическом существовании вещей, а об их качественной определенности. Беркли и его последователи полагают, что без человека вещи являются "никакими": они не обладают цветом, запахом, вкусом, формой и т.д.
Субъективистская трактовка бытия влечет за собой оправдание случайности, произвольности, спонтанности в мире, отрицание объективных и необходимых связей. Мир фрагментируется, из него исчезают интегрирующие начала и универсальные законы. Такую картину мира активно навязывает постмодернизм, пик популярности которого приходится на 80-90-е годы ушедшего столетия.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление