Функции философии





Министру просвещения России в эпоху царствования Николая I, графу С. С. Уварову, приписывают такую резолюцию на "Проекте преподавания философии в высших учебных заведениях": "Польза философии не доказана, вред же ее - очевиден". Сановитый чиновник косвенно подчеркнул одну из важнейших функций философии - социально- критическую.
Философия выступает как критическая рефлексия оснований существующего общества. Она диагностирует ситуацию и показывает, что та система ценностей, на которых базируется общество: мировоззренческих, гуманитарных, экономических, политических и т. д. - не вечна, уже исчерпала себя и не может служить фундаментом исторического развития.
Философия указывает, что именно в существующем устройстве препятствует развитию, и, следовательно, прямо или косвенно критикует существующие порядки. Поскольку философия учит видеть в любых конкретных исторических институтах и отношениях момент бесконечного, вечного, всеобщего, она не настаивает на абсолютности конкретных форм, а исходит из того, что рано или поздно они устареют и должны будут уступить место новым формам.
Другой важной функцией философии является мировоззренческая функция. Философия активно участвует в формировании мировоззрения, формулирует и артикулирует основные ценности, на которых базируется философское мировоззрение, и критикует исчерпавшие себя исторические типы мировоззрения: мифологию и религию.
Философия выступает по отношению к частным наукам в качестве методологии, как учение о принципах и методах познания. Конкретные науки не могут вырабатывать сами для себя предпосылки своей деятельности, они нуждаются в метаметодологии, и эту роль берет на себя философия как рефлексия предельных оснований бытия. Она разрабатывает систему норм, принципов и методов самого общего характера, которые служат ориентирами конкретного научного познания.
Критическая, мировоззренческая и методологическая функции философии отражают ее социальную роль и значение как формы самосознания общественного человека.
Но философия несет и значительную экзистенциальную нагрузку. Она нужна индивиду для того, чтобы смягчить тот шок, который он получает от бытия в мире. Задача философии применительно к жизни отдельного человека состоит в том, чтобы научить его достойно переносить конфликты и противоречия социальной реальности, указывать те действительные ценности, ради которых стоит жить. Философия является мудростью потому, что она приучает человека постоянно размышлять о мире и о себе, подвергать рефлексии свои собственные поступки и мысли, соотнося их с окружающим миром. Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. Человек не живет, а только существует, если он не вопрошает: "Что я здесь делаю? Почему я живу так, как живу"? Человек, пытающийся обрести смысл жизни, свою идентичность, философствует, апеллирует к предельным основаниям бытия и мышления, оценивает себя в контексте бесконечного, вечного и абсолютного. Он неизбежно приходит к пониманию того, что многое из того, что он делал раньше и делает сейчас,- суета и томление духа, а посему не стоит затраченных усилий. В данном случае мы говорим о философии как одной из самых глубоких способностей, присущих человеческому разуму, и о философствовании как естественной склонности любого человека. Но эта способность индивидуального сознания у разных людей актуализирована в различной степени, и поэтому нужна помощь профессионального философа, чтобы эту способность пробуждать и развивать. Для этого и следует изучать философию. Философия нужна и обществу, и отдельно взятому человеку, ибо удивление, сомнение и страдание, вечная неудовлетворенность сущим и собой являются условием продуцирования новых форм освоения мира и инициирования старых, в том числе и науки. Философия, как душа культуры, выступает генератором идей, обеспечивающих прорыв в новое, неизвестное.
Философия есть не только рефлексия сущего, но и обоснование должного. И в этом смысле она есть олицетворение разума, надежды и веры как на уровне общества, так и на уровне индивида. Что касается вечных споров о философии и внутри философии, то это не столько признак кризиса философии, сколько ее нормальное состояние на пути вечного совершенства и поиска оптимальных путей разрешения проблем в постоянно изменяющемся отношении "человек - мир".
Когда философия перестает удивляться, сомневаться и страдать; когда она теряет чувство неудовлетворенности, она заявляет о своей усталости и угасании. Она переживает кризис, становится чем угодно - наукой, моралью, религией, политикой, искусством, но только не философией.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление