Единство содержания философии и многообразие её форм





Философия как самосознание и самопознание человека и общества использует различные формы и способы реализации своих целей, опираясь на такие познавательные способности людей, как чувства, рассудок, разум, воображение и вера. Из множества интеллектуальных инстанций только она способна критически отнестись к существующим формам теории и практики, синтезировать частные знания и выработать систему фундаментальных мировоззренческих ценностей, методологических принципов и норм.
Из того, что "стихией философии является всеобщее" (Гегель), можно сделать заключение, что она не знает национальных, культурных, социальных и иных границ. В этом смысле философия - одна для всех. Точно так же, как математика или химия, философия не может быть американской, русской или китайской. Ею могут заниматься в США, России или Китае, но предмет занятий и характер деятельности философа будет во многом одинаков, ибо во всех случаях философия есть вполне определенное занятие, отличное от науки, искусства, политики, религии. Из этого напрашивается вывод, что для обнаружения философии в конкретной культуре, достаточно выяснить, имеет ли там место духовная практика, сходная с деятельностью Сократа, Аристотеля, Гегеля и других известных мыслителей. Если философия существует, она может быть только одной и иметь более или менее однозначный облик: её предметом должны быть предельные основания бытия и мышления; она должна заниматься рациональной рефлексией существующих форм знания и духовных ценностей. Отсутствие в культурном пространстве интеллектуальной деятельности, отвечающей указанным критериям, означает отсутствие философии. В этом, по мнению некоторых специалистов, нет ничего страшного: не каждая культура способна создать философию.
Философия существовала не всегда, а возникла на определенной стадии развития человеческого сознания. Как и сознание в целом, философия развивается во времени, то есть имеет свою историю. Хотя предмет философских занятий определился уже на стадии формирования философского знания, освоение этого предмета и методы, используемые при этом, постоянно меняются. Философия как резюмирующее знание культуры развивается параллельно с развитием культуры, даже не параллельно, а с некоторым запозданием. Она занимается рефлексией уже состоявшихся форм знания и институтов. Поэтому содержание философии исторически обусловлено, зависит от множества конкретных факторов социального, культурного, научного характера. Философы во все времена и у всех народов были заняты одним и тем же: размышлениями по поводу конституирующих принципов бытия и познания, выяснением условий возможности гармонии человека и мира. Однако это "одно и то же" имеет свою пространственно-временную специфику, что дает основание говорить об исторических и национальных типах философии.
Философия не является самодовлеющим и самодостаточным занятием, она предполагает наличие "опытного поля", над которым она размышляет. Этим опытным полем является история человеческого общества и культуры. Поэтому периодизация философской истории совпадает с периодизацией человеческой истории. Если история понимается как процесс постоянного расширения пространства человеческой свободы, а конечной целью исторического прогресса объявляется обретение абсолютной свободы, то, применительно к философии такой целью является осознание этой свободы, достижение ступени Абсолютного знания.
Движение философии от момента своего зарождения к указанной идеальной цели и есть её история. Содержанием этой истории является не простое, беспорядочное нагромождение имен, школ, традиций, а закономерный процесс развития философского знания, имеющий внутреннюю логику и подчиняющийся внешним детерминациям.
Принципиальное значение для истории философии имеет вопрос об истоках философского знания: времени и месте появления первых философских учений. Ответ на него зависит от определенности относительно понятия философии. История философии возможна лишь в том случае, если достигнуто принципиальное согласие по поводу единства философии. Историко-философская реконструкция, в случае такого согласия, заключается в исследовании духовной истории человечества, в отыскании места и времени зарождения философии. А уже затем, из найденного источника, очага философской мысли, можно воспроизвести историю становления философии, её распространения в пространстве культур различных народов.
Доминирующей в философской историографии является "западноцентристская" концепция истории философии. Она утверждает, что философия в том виде, в каком мы её знаем и изучаем, зародилась в греческой античности и оттуда начала своё путешествие в пространстве и времени. Другой философии, кроме этой, не существует. И история философии как наука есть изучение условий зарождения и закономерностей развития именно этой философии.
Существует и другая концепция истории философии, базирующаяся на ином понимании философии. Она получила название "востокоцентристской" и исходит из того, что первые цивилизации появились на Востоке. Для них была характерна высокая степень духовности, и неотъемлемой частью этой духовности являлась философия. Западные исследователи не смогли её обнаружить потому, что они искали нечто, похожее на философию западного типа. Этого здесь действительно нет. Но есть своя философская культура и своя философская традиция, отличная от западной культуры и традиции. Таким образом, различие философий вытекает из различия культур.
Философия Востока - это совокупность учений, школ и персоналий, которые пытаются осуществить идентификацию культуры Востока, показать её своеобразие. Восточная философия представляет собой систему мифологических, религиозных, научных знаний, объединенных в единое целое. Западные исследователи утверждают, будто то, что на Востоке выдают за философию, есть теоретически оформленное мировоззрение, "мысль". Она не является философией потому, что в ней нет главного признака философии - рефлексивности мысли.
Действительно, для восточной философии метод критической рефлексии не является главным. Самосознание общества и человека на Востоке осуществляется не так, как в европейской традиции, ибо опирается на иную модель человека, другое понимание рациональности. Разум не считается на Востоке главной способностью и сущностным признаком человека, а человек, не полагается в качестве центра мироздания. Поэтому то место, которое со времен античности в европейской традиции заняла философия, на Востоке принадлежит религии. Но религия здесь не похожа на религию в западном понимании этого слова. Она выполняет функции и религии и философии одновременно. Применительно к Востоку говорят не о философии, а о философско-религиозном мировоззрении. Поэтому и история философии на Востоке "своя", отличная от западного историко-философского процесса.
Позиция, согласно с которой существует не одна, а много философий, нашла своих сторонников и в лице тех, кто всерьез заявляет о существовании "русской философии" как философии особого типа. Ряд мыслителей утверждают, что в XIX веке в России конституировалась оригинальная философская мысль, не похожая на западную и восточную. При этом русская философия претендует на то, чтобы выражать не только национальные особенности, но и универсальные ценности.
Внимательное и профессиональное изучение аргументов сторонников "западноцентристской", "востокоцентристской" и "русской" моделей философского знания, дает основание для вывода о том, что на самом деле речь идет об "одной" философии, формы проявления которой несут на себе отпечаток национальных и локальных культур, а также зависят от своеобразия исторической эпохи. Нет ни западной, ни восточной, ни русской философии, а есть философия, которая возникла в средиземноморской античности, но испытала влияние ближневосточной мысли, и далее, в ходе своего развития обогащалась из различных культурных источников, влияя на национальные философии, изменяясь под их воздействием, утверждая единое содержание и демонстрируя плюрализм форм.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление