Философия как способ познавательного отношения к миру





Специфика философии состоит в ее способности органически соединять два основных способа освоения мира человеком: научно-теоретический и духовно-практический. Она является одновременно и теорией, и мировоззрением, выполняет роль оценочной инстанции, не являясь чем-то из названного выше в отдельности. Философия есть обобщающее знание, имеющее определенную форму и существующее как интеллектуальная практика. Специфика философского знания состоит в его вечном становлении. Философствование начинается с удивления и сомнения. Сомнение инициирует процесс мышления, заставляет философствующего страдать в поисках решения той проблемы, которая вызвала его удивление и недоумение.
Все сказанное выше о философии позволяет определить ее следующим образом: Философия есть особая форма самосознания общества и человека, сущность которой состоит в рефлексивном осмыслении наиболее общих принципов, установок и ценностей, лежащих в основании бытия и мышления и определяющих практическое отношение человека к миру. Являясь формой общественного и индивидуального сознания, философия имеет свой предмет, структуру, методы, выполняет социальные функции и удовлетворяет определенные экзистенциальные потребности индивида.
Поскольку философия существовала не всегда, а возникла в эпоху классической античности, есть все основания говорить о ее истории. Это значит, что нужно выявить обстоятельства, способствовавшие ее появлению и оформлению, а также определить особенности развития философии во времени и распространения в пространстве, установить факторы, способствовавшие этому процессу.
В среде философов приняты две концепции, объясняющие происхождение философии: мифо-генная и гносео-генная. Согласно первой (которой придерживается большинство тех, кто занимается философией профессионально), философия появляется как реакция на недостаточность и исчерпанность мифологического мировоззрения. Философия рождается из мифа как ответ на нестандартные вопросы, решение которых выходит за рамки возможностей мифа, образы которого ориентированы на подпитку культуры страха, а не культуры познания.
Гносеогенная концепция (менее распространенная) объясняет причину появления философии теоретико-познавательными затруднениями. Отдельные эмпирические знания, накопленные людьми, все возрастают в своем объеме и разнообразии. Возникает потребность в их проверке и систематизации. Кроме того, познание нуждается в правилах, принципах, которые руководили бы познавательной деятельностью, помогали отличить истинное знание от ложного. Такие требования удовлетворяет философия.
Вероятно, нет особого резона разделять эти два источника появления философии, ибо, как было показано выше, и мифогенная, и гносеогенная концепции имеют достаточное основание на претензию "быть", а поэтому речь должна идти не о противопоставлении концепций, а о применении принципа дополнительности. Философия появляется тогда, когда человек не просто задумывается об окружающем мире, но подвергает осмыслению существующие знания об этом мире, то есть само мышление: "Как я знаю то, что знаю? "
Философия не случайно означает не мудрость, а любовь к мудрости. И интерпретация того, что мы понимаем под мудростью и кого считали в древности мудрецами, позволит, в определенной мере, прояснить суть философии. Мудрец в понимании древних - не столько "всезнайка", сколько эксперт в области разрешения возникающих противоречий, умеющий снять напряженность, примирить спорящие стороны посредством сведения их к какой-либо удобной для всех общей формуле. Мудрец - это мыслитель, рефлексирующий над основаниями бытия и мышления. Не вырабатывая новое знание, он пытается понять, в чем причина неэффективности существующих форм знания и опыта. Следовательно, он сосредотачивает свое внимание на познавательных процедурах, нормах познания, проявляя при этом пристальный интерес, в том числе, и к своим собственным размышлениям. Это и есть то, что принято считать философией.
В XVIII в. немецкий мыслитель И. Кант сформулировал три вопроса философского содержания: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?" Сведенные воедино, эти вопросы предопределяют главный философский вопрос: "Что такое человек?" Задолго до Канта эти же вопросы ставил и Сократ, полагавший, что философия есть систематическое, критическое исследование способа наших действий, суждений и оценок с целью сделать нас более мудрыми, лучше познать самих себя и таким образом достигнуть совершенства в своем отношении к миру. Эти вопросы в той или иной форме, рано или поздно ставит каждый человек, открывая в себе и для себя свое философское сознание и демонстрируя уровень его развития наряду со своим политическим, правовым, эстетическим, нравственным, научным и религиозным сознанием.
Исходной интуицией философии является дуализм человека и мира, который она представляет как свой основной вопрос об отношении между сознанием и бытием. Специфическое положение человека в мире вытекает из факта его разумности. Разум, сознание человека, есть одна из причин утраты первоначального единства человека и мира, их последующего противостояния. Осмысление раскола между "я" и миром, поиск путей восстановления нарушенной гармонии - основная цель философии. Стремясь достигнуть этой цели, философия организуется как специфический способ теоретизирования, определяя предмет своей рефлексии, создавая необходимую структуру, вырабатывая и совершенствуя наиболее оптимальные методы познания бытия мира и бытия в мире.
Из определения философии следует, что ее предметом выступают предельные основания бытия и мышления, фундаментальные установки, принципы, идеи, определяющие познавательное и практическое отношение человека к миру. Предельные основания - это объективно существующие законы, предписывающие определенные формы бытия и способы их познания, или конвенционально установленные принципы организации бытия и мышления. Вопрос предельного основания рассматривается и решается в таких разделах теоретической философии, как онтология и гносеология, логика и методология.
Онтология пытается определить фундаментальные принципы и законы бытия. Она исходит из того, что без определения этих основополагающих принципов человек не сможет "обуздать" бесконечность, которая подавляет его своей безграничностью, заставляет подчас опустить руки, смириться в полном бессилии. Бесконечность нельзя познать, ее нельзя "приручить" через практику. Но с ней нужно что-то делать. И философия предлагает путь "укрощения" бесконечности не через отказ от ее познания, а через ее упорядочение.
В бесконечном многообразии мира можно и нужно допустить существование начала, центра, к которому следует свести это многообразие и из которого его можно дедуцировать (вывести). В отличие от религии, которая постулирует понятие бога как смыслового центра бытия, но отказывает человеку в праве познать его, философия говорит о соразмерности первоначала мира и человеческого разума: "...выявлять во всем конечном бесконечное и требовать усовершенствования конечного посредством разума и особенно познавать заблуждения, совершенные ее собственным бесконечным и тем самым полагать истинное бесконечное за пределы своей сферы"2.
Такой подход исключает необходимость тратить усилия на познание всей действительности, ибо это невозможно, да и не нужно. Он ориентирован на вскрытие первоосновы, первоначала мира и прослеживание, как из него произошел интересующий нас предмет или явление. В историко-философской традиции это первоначало получило название субстанции бытия. Субстанция (от латинского substantia - сущность) понимается в философии как неизменная сущность всех вещей и явлений, как интегрирующее начало бытия. В различных философских течениях и школах под субстанцией понимались разные начала: вода, апейрон, гомеомерия, идея, атом, материя и т. д.
К числу онтологических вопросов относятся и основополагающие параметры бытия, позволяющие дисциплинировать и соответствующим образом организовать его. Это движение, пространство, время и закон причинности.
Итак, философия рассматривает мир как космос, то есть упорядоченный посредством разума хаос бесконечности. Те из мыслителей, кто считает, что это первоначало бытия существует в мире объективно, независимо от человека, получили название "метафизиков" (онтологистов, объективистов). Они полагают, что задача философии сводится к тому, чтобы обнаружить и артикулировать предельные основания бытия.
Существует и другая традиция, представители которой убеждены, что в самом мире нет никаких объективных оснований, регулирующих наше познание и деятельность. Мы сами их создаем, причем в зависимости от того, что для нас "здесь и сейчас" представляется важным и необходимым. Таких философов называют "субъективистами" (релятивистами, контекстуалистами).
Если онтология есть рефлексия предельных оснований бытия, то исследованием основополагающих принципов познания занимается гносеология. Она выясняет условия возможности истинного познания бытия, его границы. Методы познания бытия в мире исследует методология, а формы и законы правильного мышления - логика.
Онтология, гносеология, методология и логика образуют в своей совокупности теоретическую часть философии. Вопросами духовно-практического освоения мира человеком занимается практическая философия.
Практическая философия размышляет о том, что заставляет человека поступать так, а не иначе, придерживаться тех или иных ценностей, занимать определенную мировоззренческую позицию. Человек в состоянии ставить не только вопросы о соответствии наших знаний о мире самому миру, но он также пытается выяснить, насколько мир соразмерен человеку. Это предполагает наличие системы основополагающих ценностей, лежащих в основе поведения человека. Эти ценности определяют его взаимоотношения с другими людьми, диктуют наиболее целесообразные формы преобразования природы. Поэтому философия включает в себя и такие дисциплины как этику - учение о нравственности, соотношении добра и зла; эстетику - учение о целесообразности и красоте; аксиологию - учение о ценностях бытия в мире; праксиологию - учение о способах существования и преобразования бытия в мире. Теоретическая и практическая философия в своем единстве обеспечивают возможность рассматривать в качестве философского анализа природу, общество, человека.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление