Философия как тип мировоззрения





Философия возникает, проходит свое становление и формирование как рефлексивная способность, то есть как способность не только к познанию мира, но и к самопознанию. Она появляется, "когда из жизни людей исчезает сила объединения и противоположности утрачивают свои жизненные связи и взаимодействия, приобретая статус самостоятельности", когда в мире появляются проблемы, не имеющие аналогов решения; когда общество представляет индивиду определенную меру свободы остановиться, оглянуться, чтобы уяснить, что есть мир и каково место индивида в этом мире.
Является ли философия мировоззрением в том значении, в каком им являются миф и религия? И да и нет. Философия, вне всякого сомнения, выполняет мировоззренческую функцию, но она не приходит на смену господствующему типу мировоззрения, не замещает его. Ведь для определенных эпох общественной и культурной истории характерны и определенные типы мировоззрения: миф - это древность, "инкубационный период" человечества, религия - это его детство и юность. Утверждать, что существовала историческая эпоха, когда господствующим мировоззрением была философия, нет никаких оснований. Философия возникла в эпоху античности как попытка осмыслить и оценить мифологический тип мировоззрения. Именно эту особенность философии имел в виду Гегель, когда говорил, что "сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек"1.
Философия не открывает нам мир, не дает положительных знаний о нем. Она появляется в качестве инстанции разума, призванной проследить и откорректировать процесс познания мира и самопознания человечества. То, что она возникла в эпоху античности, объясняется необходимостью пересмотра оснований мифа, который неспособен к самостоятельной коррекции: в нем отсутствует "челночное" движение мысли от познания предмета к познанию самого акта мышления. Подобная работа мышления, называемая рефлексией, необходима для того, чтобы понять сущность сознания, отличающего человека от животного.
Элементарная саморефлексия присуща каждому человеку и проявляется тогда, когда он подвергает разбору свои поступки и мысли. Но эта работа мышления проходит в ограниченном пространстве, опирается на скудный опыт индивида и не может привести к широким обобщениям и выработке целостной картины мира. Рефлексия же, как работа мысли над основаниями социального опыта и общественных форм сознания, занятие серьезное и именно она составляет главную задачу и главный инструмент философского познания.
Таким образом, причиной появления философии общества можно считать сомнения в том, что существующие знания и господствующие культурные ценности способны выполнить роль мировоззренческого ориентира. Философия в первую очередь подвергает критике основания, на которых надстраивается духовная жизнь и практическая деятельность людей. В философии присутствуют такие компоненты мировоззрения, как самосознание, ценностные установки, руководящие идеалы и основополагающие принципы. Но в ней нет положительных знаний о мире и самом человеке. Она их не вырабатывает, не создает и не отыскивает, а получает в готовом виде. В этом её отличие от мифа и религии; науки и искусства; права, морали и политики.
Поскольку философия опирается на разум как центральную познавательную, критическую и оценочную инстанцию, есть соблазн отнести её к разряду научного познания. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что философия не обладает многими необходимыми признаками науки. Она, как уже говорилось выше, самостоятельно не вырабатывает положительные знания, а лишь анализирует готовое знание, обнаруживая удивление и сомнение.
Результат научного знания - объективная истина, облаченная в форму строгих и точных понятий и законов. Плод философской рефлексии (оценки) - своеобразный приговор, который она выносит формам практического опыта и научного знания: подходят или не подходят они для человека. Наука говорит нам: "Мир такой-то и такой-то". Философия пытается ответить на вопрос: "Стоит ли жить в таком мире или нет?" и "Если стоит, то как?"
Научное знание может быть обосновано или опровергнуто с помощью опытной проверки, а размышления философов зачастую не имеют к реальным и конкретным вещам никакого отношения, а потому их невозможно проверить. Философия отличается от науки и тем, что её не интересует какой-то определенный срез или фрагмент действительности, законы которого она хотела бы открыть и сформулировать. Объект философии - предельные основания бытия и мышления, то есть системообразующие принципы, ценности, установки, идеи, определяющие человеческую деятельность как на уровне общества, так и на уровне индивида. Эти предельные основания философия использует для того, чтобы объединить разрозненный материал научного, мифологического, религиозного, эстетического и другого опыта и знания в единую и непротиворечивую модель, выработать синтетическую картину мира.
В отличие от науки, философия есть максимально обобщенное знание. Единственное, что роднит философию с наукой - это её вера во всепроникающую силу человеческого разума, а также то, что она в своих построениях опирается, как правило, на строгую аргументацию в обосновании выдвинутых тезисов.
Таким образом, философия и наука обеспечивают разное видение мира, ориентированы на разные типы познания. Философия тяготеет к общему, а наука - к единичному.
В некоторых аспектах философия близка искусству, однако из этого не следует, что их можно отождествлять. Попытки такого рода были в истории философии, они не прекратились и по сию пору. Не отождествляя философию и искусство, немецкая классика высоко оценивала познавательные возможности последнего, утверждая, что искусство в состоянии выразить абсолютную истину в чувственно-образной форме. Искусство как художественно-образное воспроизведение действительности очень напоминает философию. Создаваемые в границах искусства картины объективного и субъективного мира характеризуются такой же полнотой, всесторонностью и предельной обобщенностью, что и в философской гносеологии. Однако, если ученый и философ мыслят понятиями и категориями, то художник оперирует образами, в которых мысли, чувства, представления воплощаются в конкретно-чувственной форме.
Возможности искусства в воспроизведении действительности гораздо богаче, чем возможности науки, ибо художник не ограничивает себя строгими рамками рационального мышления и канонами какой-либо парадигмы. Оно несет большую познавательную нагрузку, вырабатывает социально значимые идеалы, воспитывает людей с учетом тех или иных эстетических, этических и идеологических ценностей, критикует устаревшие социальные институты и отношения, приближаясь по своей значимости к философии. Но между философией и искусством пролегает разделительная линия, которую не удается убрать никому: искусство не обладает важнейшим признаком философского сознания - способностью к рефлексии, хотя и дарит философии язык метафоры, расширяющей поле сомнения, удивления и страдания. И то, и другое, и третье выступают неотъемлемыми атрибутами философии, её "визитной карточкой". В отличие от мифологии и религии, в философском мировоззрении, в качестве субъекта, выступает и общество и человек, а в качестве объекта бытие мира, включая и бытие человека.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление