Виды существования (объективации) сознания





Выделяют три вида объективаций сознания:

1. Сознание как знание.
2. Сознание как особая субъективная реальность (идеальное)
3. Сознание как воля.

Сознание как знание

В первую очередь понятие сознания ассоциируется со способностью человека познавать окружающий мир. Поскольку знания о среде обитания являются одним из условий выживания, то нет ни одного живого существа, которое тем или иным способом не познавало бы мир. В современной зоопсихологии общепринятым является положение о наличии рассудочного мышления у некоторых млекопитающих. Поэтому, когда сознание человека отождествляется с познанием, то очевидно, что речь идет об особом качестве познания, которое не имеет аналогов в животном мире. В философии это особое качество познания получило название разума.
Разум - это более высокая, чем рассудок, способность человеческого сознания. Рассудок направлен на выявление причинно-следственных связей в окружающем человека мире. Он способен обобщать данные чувственных впечатлений в логические формы, однако не может подняться до познания универсальной связи вещей. Рассудок абсолютизирует противоречия и различия; он рассматривает объект с какой-либо одной стороны. К примеру, исследуя природное явление, рассудок подводит его под какой-либо закон физики и не обращает внимания на то, как это явление влияет на бытие человека, как оно отражается в искусстве.
Разум способен обобщать все чувственные впечатления и данные рассудка таким образом, что в полученной картине мира гармонично сочетаются все различия и противоположности. С помощью разума человек может помыслить не только причинно-следственные связи и закономерности, но также нравственные и эстетические ценности.
Специфика разума и в том, что он является рефлексивным мышлением. Это означает, что его предметом могут быть не только внешние объекты, но и сам разум: рефлексия - это мышление о мышлении. Благодаря рефлексивной способности человек познает себя, соотносит свое индивидуальное бытие с бытием мира и обретает идентичность.

Сознание как особая (субъективная) реальность

Благодаря сознанию человек создает удивительный мир субъективной реальности, который "населяют" идеальные явления, состояния и процессы. Результатом целесообразной и сознательной деятельности людей являются не только созданные ими материальные объекты, - города, машины, технологии, - но и книги, музыка, живопись, научные идеи. Со времен Платона в философии принято называть субъективную реальность "миром идей" или бытием "идеального". Никто из здравомыслящих людей не отрицает существования таких феноменов, как душа, совесть, доброта, любовь. Они есть, но ощутить их так, как мы ощущаем физические предметы нельзя, равно как нельзя их и познать так, как мы познаем законы природы.
Платон и следующая ему традиция объективного идеализма утверждают, что мир идеального и есть настоящий, истинный, первичный мир, а чувственно воспринимаемые вещи и процессы - это бледные подобия их идеальных прообразов. Российский философ М.А.Лифшиц утверждал, что идеальное существует объективно в виде идеалов и идеальных моделей. В качестве примеров он называл идеальный газ в химии, идеальную геометрическую фигуру. Идеальное в этом случае выступает в качестве меры реального.30 В материалистической философии идеальное рассматривается как умственная копия материального объекта: "...Идеальное есть ничто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней".31 Сторонники "научного материализма" считают идеальное свойством индивидуальной психики человека.32
Хотя природа идеального по-прежнему вызывает споры среди философов и психологов, мало кто сомневается в том, что идеальное и является собственно человеческим миром. Это созданный людьми мир культуры, в котором воплотились знания, идеалы, ценности, умения всех предшествующих поколений. Здание - это замысел архитектора и умения строителя, воплощенные в камне, бетоне, стекле. Машина - это идеи конструктора и мастерство множества рабочих, воплотившиеся в металле, превратившие косную материю в одушевленный механизм. Книги, живопись, музыка, научные гипотезы - все это идеальные объекты, порожденные сознанием человека и внешне представленные через систему знаков и различных чувственно воспринимаемых носителей.
Мерой идеальности объекта является степень его вовлеченности в мир человеческих смыслов и значений. Любой природный объект, попавший в поле зрения человека и используемый им в определенных целях, перестает быть природным, материальным объектом и превращается в артефакт, в предмет, несущий заданную человеком смысловую нагрузку. Валун, пролежавший на берегу горной речки тысячи лет - это просто большой кусок камня, имеющий определенные физические и химические свойства. Когда же человек переносит его в свой сад и делает элементом декоративной конструкции, валун перестает быть "просто камнем" и превращается в носителя заданных идеальных смыслов.
Не всегда сознание может быть выражено в предметных формах или представлено через систему знаков. Оно может существовать в виде "внутреннего мира" человека, своеобразного потока переживаний.

Сознание как воля

Воля - это способность человеческого сознания выбирать тот вид деятельности, который соответствует ценностным установкам человека, а также внутренние усилия, необходимые для осуществления такой деятельности. Воля является "силовым" ресурсом сознания, который позволяет человеку организовать мир в соответствии со своими представлениями о достойной жизни. Волевым является любое действие, которое совершается вопреки импульсивным желаниям индивида. Воля - это преодоление желания "я хочу" через требование "я должен". Волевое поведение включает в себя выбор цели, принятие решения и реализацию этого решения. Часто каждый из этих этапов сопровождается борьбой мотивов.
Волю называют особым видом причинности, которая определяет поведение человека. В этом смысле воля противостоит закону, который предписывает строго определенное поведение. К примеру, инстинкт самосохранения требует, чтобы человек максимально бережно относился к своей жизни и избегал различных рисков. Но люди способны рисковать своей жизнью ради значимых для них идеалов и ценностей, преодолевая усилием воли стремление к выживанию. Такое преодоление называется мужеством.
Наличие воли породило сложный метафизический вопрос о её обусловленности. Насколько воля может быть свободной? Сторонники автономии воли настаивают на том, что человеческая воля должна быть полностью свободной от каких-либо внешних детерминаций. То есть, только в том случае, когда человек не связан в принятии решений внешними обстоятельствами, он свободен. Наиболее последовательно теория автономии человеческой воли разработана у Иммануила Канта. Но большинство философов настаивают на том, что человеческая воля гетерономна, то есть зависит от находящихся вне её факторов. Как бы ни было сильно желание человека переделать природу "под себя", он все равно должен считаться с тем, что в природе действуют объективные, то есть не зависящие от человеческой воли, законы. Именно эти законы ставят пределы человеческому произволу. В общественной жизни также существуют законы и нормы, ограничивающие свободу воли.
В основе волевого действия всегда лежит рефлексивная работа разума, предоставляющая в распоряжение индивида не только знания об объекте воли, но и знания о том, насколько этот объект ценен для данного индивида.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление


Нашел видеоняня ramicom vrc300 купить больше информации