Социальная обусловленность сознания





Известно множество примеров, когда новорожденные дети, по тем или иным причинам, вскармливались животными и росли в их окружении. Обобщенным образом такого ребенка является Маугли из одноименной сказки Р.Киплинга. Несмотря на наличие у подобных детей высокоразвитого головного мозга, сознания у них нет. На момент обнаружения их людьми они были, по сути, почти такими же животными, как и те, в среде которых они выросли. И требовался длительный, неимоверно трудный процесс превращения их в людей. Во многом этот процесс схож с педагогическим экспериментом, который проводился со слепо-глухонемыми детьми.
От рождения человек уже обладает сознанием, но не в раскрытом, а имплицированном состоянии. Примерно так в плодовой косточке уже содержится соответствующее дерево и плоды. Но чтобы из косточки выросло плодоносящее дерево, необходимо поместить её в почву, дать необходимое количество влаги, тепла, солнечного света, обеспечить опыление, уберечь от вредителей и т.д. Чтобы человек стал полноценным человеком, обладающим развитым сознанием, он должен активно взаимодействовать с другими людьми, преодолевать сопротивление и давление окружающей природной среды. Сознание раскрывается только через усилие человека.
Вступая в различные общественные союзы, - от семьи до государства, - человек получает доступ к аккумулированным в обществе материальным и духовным ресурсам, использует их для развития своей личности. В обществе формируются основные человеческие добродетели: доброта, честность, порядочность, эстетический вкус.

Сознание и язык

Важнейшим средством социализации человека и приобщения его к культуре, является язык. Под ним понимают систему знаков, с помощью которых люди выражают свои мысли, общаются, хранят и передают информацию. Различают естественные и искусственные языки. К первым относят речь, мимику, жесты, пластику человеческого тела, ко вторым - язык математики, язык живописи, дорожные знаки и другие.
Между языком и сознанием существует неразрывная связь. Язык участвует в процессе предметного восприятия мира, является основанием памяти, выступает как средство распознавания эмоций. Даже мысля про себя, люди пользуются так называемой "внутренней речью".
Благодаря языку сознание может становиться предметом исследования, объективироваться, становиться доступным для других людей. История языка - это история сознания. Словарный состав языка показывает, о чем думает народ, а синтаксис - как он думает. Особенностями языка является его пластичность и внутренняя расчлененность.

Сознание и труд

Формирующее воздействие на сознание оказывает труд, под которым понимается целесообразная деятельность человека по преобразованию окружающего мира с целью создания достойных условий жизни. В отличие от животного, которое довольствуется тем, что предоставила в его распоряжение природа, человек имеет более разнообразные потребности, удовлетворить которые природа не в состоянии. Единственным способом удовлетворения человеческих потребностей является труд. В ходе труда происходит активное взаимодействие между человеком и природой, причем цель и содержание такого взаимодействия задается самим человеком. Природа выступает пассивным объектом человеческих манипуляций. Благодаря труду развились функции рук, появилась и оформилась речь, усовершенствовались органы чувств, трансформировалась и усложнилась психика. Труд как целесообразная деятельность начался с изготовления орудий труда, с помощью которых происходило воздействие на природу. Чтобы привести к желаемому результату, орудия труда должны быть соразмерными как человеку, так и природному объекту, который подвергался воздействию.
Труд невозможен без знаний о природе, и чем развитее трудовая деятельность, тем на более глубокие знания о свойствах и законах природы она опирается. Усложнение труда и его социальной организации влечет за собой развитие сознания человека. Это проявляется в постоянной корректировке смысложизненных ценностей, в постепенном изменении отношения человека к природе. Человек все более сознает себя как человек, то есть, как существо не только обладающее безграничными возможностями в этом мире, но и несущем ответственность за созданный им самим мир.
Труд - это всегда усилие, преодоление упругости, сопротивления объекта. Для того чтобы развить физические качества - силу, выносливость, быстроту реакции - человек должен тренировать тело, напрягать мышцы, преодолевать сопротивление тренажеров, гимнастических снарядов, беговой дорожки и т.д. Для того чтобы развить сознание, также необходимы усилия воли, желание реализовать свою идентичность, подтвердить высокий статус человека. Альтернатива труду - пассивное прозябание, постепенная деградация и атрофия сознания. Такая перспектива вполне реальна для обитателей "капиталистического рая" - жителей высокоразвитых в индустриальном отношении стран Западной Европы и Северной Америки. Благодаря труду предшествующих поколений, в этих странах накоплен достаточно большой объем общественного богатства, обеспечивающий высокий жизненный комфорт населения. Многие виды работ, в особенности связанных с непрестижным и тяжелым физическим трудом, выполняются иностранными рабочими. В последнее время распространенной стала "покупка мозгов" - привлечение высококвалифицированных специалистов из стран Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. Это, как подсчитано, "дешевле", чем готовить своих. Среди студентов американских университетов и колледжей все больше становится иностранцев - китайцев, индусов, русских, украинцев. Это опасная тенденция и в её основе лежит неверное философское представление о том, что современный человек, уже только потому, что он живет на три тысячи лет позже, чем его древний предок, является "более человеком", чем этот предок. Во все времена, для того, чтобы быть человеком, нужно сознавать себя в качестве такового. Нужно "выделаться в человека", как говорил наш гениальный соотечественник Ф.М.Достоевский.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление