Сущность сознания





Тайна сознания равнозначна тайне человеческого бытия. Сознание тождественно человеку, а человек тождественен сознанию. Если придерживаться эволюционной теории в вопросе о происхождении человека, то вполне логичным будет вывод о постепенном усложнении (вплоть до возникновения сознания) психической организации обезьяноподобных предков человека, идущем параллельно с усложнением их морфологической организации. Но гипотеза Дарвина о происхождении человека из обезьяны уже не согласуется с новыми открытиями в области палеонтологии человека, культурной антропологии и генетики. Результаты исследований генетического материала неандертальцев показали, что они не являются прямыми предками человека. На вопрос: "Как появился первый человек?" в современной науке пока нет удовлетворительного ответа. Следовательно, нет его и в отношении вопроса о происхождении сознания.
Но, тем не менее, относительно сознания установлено следующее:

1. Сознание не сводится только к получению знаний об окружающем мире с целью приспособления к нему.
2. Сознание непосредственно связано с функционированием высокоразвитого мозга человека.
3. На развитие и функционирование сознания оказывает формирующее воздействие социальное и культурное окружение.
4. Сознание исторично, то есть развивается во времени.
5. Сознание имеет индивидуальные и над-индивидуальные воплощения.

Даже на обыденном уровне люди давно подметили, что развитое сознание не всегда делает его обладателя счастливее. Из философов на эту тему замечательно высказался Э.В.Ильенков, в переписке с одним из своих учеников, Александром Суворовым. В 60-е годы ХХ века Э.В.Ильенков, вместе с педагогами и психологами А.И.Мещеряковым и И.А.Соколянским, организовал программу-эксперимент по психологической реабилитации и социальной адаптации слепо-глухонемых детей, находящихся в школе-интернате города Загорска. Целью было формирование сознания у детей, от рождения лишенных зрения, слуха и не умеющих говорить. В ходе эксперимента была подтверждена марксистская концепция социальной обусловленности сознания: если ребенок родился без патологий мозга и центральной нервной системы, то для развития его сознания необходимо активное взаимодействие с окружающей социальной средой. Многие дети, участвующие в эксперименте, были в буквальном смысле "перемещены" из животного состояния в человеческое, получили образование. Некоторые закончили вузы и даже защитили кандидатские диссертации. И вот один из бывших учеников Ильенкова, Александр Суворов, ставший впоследствии доктором педагогических наук, обратился к нему с письмом, содержащем упреки и прямые обвинения. Обвинение сводилось к упреку Ильенкову в том, что он и его коллеги, задумав вроде бы благое дело, в итоге сделали подопытных детей очень несчастными людьми. "Зачем вообще учить слепо-глухонемых? Ведь без феномена самосознания человек так и не осознает своего несчастья. Осознав же, он никогда о нем не забудет. Испытает в момент сознания, и всю жизнь будет испытывать страшную боль из-за своей беды. Так не гуманнее ли оставить слепо-глухонемого без сознания, за боротом общества".28 Дар сознания настолько кажется невыносимым, - пишет Суворов, - что его не покидают мысли о самоубийстве.
Замечателен ответ Ильенкова, который стоит того, чтобы процитировать некоторые выдержки из него: "Сознание - не только чудо из чудес, - это и крест. Всерьез полагаю, что без этого "проклятого" дара божьего человек был бы счастливее и что вся боль мира существует, собственно, только в сознании. Недаром ведь, когда вырезают хотя бы аппендикс, стараются на это время сознание погасить. <...> В той же книге, где сказано, что человек не единым хлебом жив, сказано также: "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь..." (это из Библии, из главы "Экклезиаст", т.е. по-русски "проповедник"). С этими же идеями связана и старинная сентенция, что на самоубийство способен только человек (о скорпионах это давно разоблаченная сказка). <...> Сознание, или "дух", как его называли и называют, есть (по Гегелю) "способность выносить напряжение противоречия". Тяжкая оно, сознание, вещь, когда мир не устроен по-человечески, а ты знаешь, как он может быть устроен".29
В противовес обыденному и вульгарному пониманию сознания как некой награды, дарованной человеку природой или богом, Ильенков трактует его в первую очередь как самосознание, то есть, как способность сознавать себя в мире, сопоставлять свое бытие с бытием мира, проецировать на мир свои принципы, идеалы и ценности. В отличие от пассивного отражения мира на уровне животной психики, сознание дает человеку возможность не приспосабливаться к миру, а изменять его в соответствии со своими субъективными установками.
Сознание - это способность познавать не только истину, но и различать добро и зло, справедливость и несправедливость, прекрасное и безобразное. Именно поэтому человеку с развитым сознанием тяжело жить в мире, ибо он сознает, с одной стороны, неустроенность этого мира, его малую приспособленность для достойной жизни, и, с другой стороны, понимает недостаточность своих усилий, зачастую их тщетность, для улучшения существующего положения дел. Чем "приземленнее" человек, то есть, чем больше он обращает внимания на решение повседневных житейских проблем, связанных с необходимостью физического выживания, тем ему легче и счастливее жить. На этот парадокс и обращает внимание Ильенков в письме Александру Суворову.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление