Неокантианство




Это течение возникло в 60-е годы и явилось результатом интенсивных поисков такой философской традиции, которая могла бы выступить в качестве основы при попытке осмысления новых реалий германской жизни. Авторитет Гегеля и Шеллинга казался безвозвратно утраченным, а Шопенгауэр еще не был известен. Поэтому взоры обратились к Канту. Отто Либман в работе "Кант и эпигоны", написанной в 1865 году, выдвинул лозунг о необходимости возвращения к теоретическим воззрениям Канта и о новом "прочтении" его работ.
Основное достижение Канта его последователи усматривают в обосновании положения, согласно которому формы созерцания и чувственности являются функциями познающего субъекта. Главная ошибка Канта, по их мнению - в признании объективности "вещей-в-себе". Таким образом, неокантианство интерпретирует Канта с позиций последовательного идеализма, пытаясь избавиться от дуализма кантовской концепции.
В рамках неокантианской ориентации выделяют:

* Физиологическое направление (В.Ланге, Г.Гельмгольц).
* Психологическое направление (Л.Нельсон).
* Реалистическое направление (А.Риль, О.Кюльпе, Э.Бехер).
* Марбургскую школу (Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер).
* Баденскую школу (В.Виндельбанд, Г.Риккерт, Э.Ласк).

В литературе по философии считают, что наибольшее значение и влияние имели Марбургская и Баденская школы в неокантианстве.

Марбургская школа
Свое название школа получила от немецкого города, в университете которого основатель школы Герман Коген занимался преподавательской деятельностью. Известными теоретиками Марбургской школы были П.Наторп и Э.Кассирер. Философия Канта у них перерабатывалась в направлении исключения из нее дуализма "вещей-в-себе" и "явлений" и создания идеалистической теории, способной объяснить науку высшего мира - математику. Объект познания не существует объективно, а создается в опыте. Идеи философов Марбургской школы послужили основой теории "этического социализма".

Баденская школа
Баденская или Фрейбургская школа, представленная Виндельбандом и Риккертом, "разрабатывала" Канта в направлении создания методологии гуманитарных и социальных наук. Все науки подразделялись ими на "науки о природе" и "науки о культуре", причем основание этого различения усматривалось в ценностных предпочтениях субъекта. Идеи Баденской школы были очень популярны в социологии и культурологии.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление