Французская философия в XIX веке
Наиболее значительными явлениями французской философской мысли в XIX столетии считают:
* Спиритуализм (В.Кузэн, Ш.Ренувье, Э.Бутру).
* Позитивизм (О.Конт).
* Агностицизм (И.Тэн, Ж.Э.Ренан).
* Метафизическую систему А.Бергсона.
Помимо позитивной философии О.Конта, положившей начало позитивизму - самому распространенному направлению западной философии в конце 19-го - 20-м веке, заслуживает внимания метафизика Анри Бергсона (1859-1941), основополагающие идеи которой инициировали появление "философии жизни". Бергсон был первым философом, получившем Нобелевскую премию (1927), а его сочинение "Творческая эволюция" стало классическим. Поэтому анализ французской философии 19 века мы ограничим кратким рассмотрением учения Бергсона.
Метафизическая система А.Бергсона
Бергсон был не только талантливым философом, но и известным литератором, писавшим на вопросы философии, морали, религии. В 1927 году Бергсон был удостоен Нобелевской премии в области литературы. Помимо указанной выше работы, Бергсону принадлежат: "Непосредственные данные сознания", "Материя и память", "Два источника морали и религии".
Концепция развития, предположенная Бергсоном и получившая название "творческой эволюции", была направлена в первую очередь против дарвинизма, который оказался не в состоянии понять и объяснить новое в развитии, а ставил целью лишь описание закономерностей. Развитие, по Бергсону, есть сама жизнь в её полноте и многообразии. Именно живая система является противоположностью механистическим, к которым сводит развитие дарвинизм. "Живые системы обладают неповторимостью, необратимостью и непредсказуемостью.
"Жизнь", в понимании Бергсона, это не биологический, а скорее "психический" процесс. Основные понятия, с помощью которых раскрывается "творческая эволюция" - это "длительность" и "жизненный порыв". "Длительность" понимается Бергсоном как форма, которую принимает последовательность наших состояний сознания. С помощью понятия "жизненного порыва" описывается характер развития: изначально существует некий центр мира, из которого, как из огромного букета выбрасываются миры. Мир - это творческое начало, осуществляющее постоянное творение нового. Эволюция есть динамическое взаимодействие "жизненного порыва" и косной материи, в результате которого поток жизни распадается на две ветви эволюции: растительную и животную. Развитие животного мира приводит к появлению человека и интеллекта. Но не интеллект, как считает Бергсон, выражает сущность творчества человека, а интуиция, которая вырастает непосредственно из жизненного инстинкта.
Интуиция как способ постижения жизненного мира противостоит интеллектуальным методам познания, которые могут познавать лишь отношения между вещами, а не сами вещи.
Учение Бергсона оказало влияние на такие философские направления ХХ века, как экзистенциализм, персонализм, неотомизм.