Герменевтика




Термин "герменевтика" используют, как правило, в двух значениях:

* Как теорию и искусство истолкования текстов.
* Как течение в современной философии.

Происхождение герменевтики связывают с именем греческого бога Гермеса: согласно греческой мифологии он выступал в качестве посредника между богами и людьми, растолковывая последним волю богов и доводя до богов пожелания людей. Предпосылкой герменевтики выступает убеждённость в том, что по поводу одного и того же суждения может существовать множество интерпретаций, и лишь одна из них является истинной. Точная, "аутентичная" интерпретация письменных источников считалась, на первых порах, главной задачей герменевтики.

Этапы развития герменевтики

В развитии герменевтического метода выделяют несколько периодов:

* Начальный период, связанный с именем Платона. Для него познание было тесно связано с припоминанием. Толкование припоминаний есть первая форма герменевтической интерпретации.
* Период религиозно-догматической герменевтики, суть которого заключается в создании теории и методики истолкования Священных текстов. Этот период совпадает, по времени, со средневековьем, а приёмы истолкования Библии, трудов "отцов церкви" нашли воплощение в схоластике.
* Период филологической герменевтики, совпадает с Возрождением и ранним Новым временем. Свою задачу филологи этого времени видели в очищении письменных источников от искажений, внесённых богословами и философами-схоластами.
* Возникновение философской герменевтики в начале XIX века. Его связывают с именем Ф.Шлейермахера, который заложил основы герменевтики, как общей теории интерпретации.
* Развитие герменевтического метода, превращение его в основу методологии гуманитарных наук. Этот период охватывает конец XIX - начало XX века и ассоциируется с творчеством В.Дильтея.
* Превращение герменевтики в самостоятельное философское направление. Этот этап тесно связан с развитием феноменологии. По утверждению Хайдеггера герменевтика должна стать феноменологией человеческого бытия. Живым классиком герменевтики считается германский философ Х.- Г.Гадамер, написавший книгу "Истина и метод".

Главное в философской герменевтике

Основная задача философской герменевтики - ответ на вопрос: "Как возможно понимание окружающего нас мира и как в этом мире воплощается истина бытия"?
В отличие от естествознания, которое исследует закономерности, причинные связи, динамику развития, герменевтика пытается понять "внутреннюю", духовную жизнь. Чтобы постичь историю и составляющие её события, необходимо "вжиться" в субъективный мир людей, творящих историю. Но понимание какого-то исторического события - это не просто вживание в тот исторический период. Обязательно необходимо учитывать и перспективу того, кто осуществляет это "вживание". Гадамер называл эту процедуру "сближением двух горизонтов: интерпретатора и интерпретируемого". При этом интерпретатор опирается на некие исходные детерминанты: политические, научные, религиозные симпатии, которые задают направление интерпретации.
В философской герменевтике выделяют два направления исследований:
* Онтологические.
* Гносеологические.

Первое разрабатывали Гадамер и Хайдеггер. Суть её - в понимании герменевтики как феноменологии человеческого бытия. То есть, она должна выявлять параметры, благодаря которым человеческое существование становится тем, что оно есть. К числу таких параметров относится "понимание". Понимание - это способ, которым человек осуществляет свою первичную координацию в мире, своё "преднахождение". Понимание реализуется через истолкование. Герменевтика, т.о., занимается не условиями, при которых можно понять мир, а вопросом о том, как устроен тот мир, который нужно понять.
Гносеологическую сторону герменевтики разрабатывают Ю.Хабермас, К.-О.Апель, П.Рикер. У Хабермаса герменевтика входит в понятие коммуникативного разума, а П.Рикер пытается дополнить её структурно-семиотическим анализом.

Герменевтический круг
Центральное место в методологии герменевтики занимает понятие "герменевтического круга". С его помощью выражается особенность понимания, связанная с его цикличным характером. Сущность герменевтического круга: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей необходимо иметь представление о смысле целого. Слово является частью по отношению к предложению, предложение - часть относительного текста, текст - часть по отношению к творчеству автора в целом.
Герменевтический круг имеет онтологический характер: человек должен понять то, в чём он с самого начала находится.

Герменевтика принадлежит к тем направлениям постклассической философии, которые оказались востребованными и в новом столетии. Это объясняется потребностью современной философии в теориях и методах, способствующих пониманию межкультурных коммуникаций.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление