Вопросы развития





Именно развитие как особый тип изменений порождает ряд вопросов, на которые философия и наука не имеют до сих пор удовлетворительных ответов. Вот основные из этих вопросов:

* Почему развитие имеет место, каков его источник?
* Какой механизм развития?
* Какова естественная и единая мера развития?

Библия утверждает, что акт творения косной материи и живых тварей, включая человека, был единичным, а дальнейшие круговороты не приводили к усложнению природы, а знаменовали лишь её циклическое движение. Развитие отсутствовало и в господствующей до XVII века ньютоновской картине мироздания c её абсолютным пространством и вечно обращающимися вокруг друг друга небесными телами. Математические уравнения ньютоновской механики полностью и в равной мере содержали в себе как прошлое, так и настоящее систем, движущихся по замкнутым траекториям раз и навсегда в результате Божественного толчка.
Так было до европейского Нового времени, - эпохи модерна, - когда открытия в естественных науках, археологии и этнографии подорвали традиционное мировоззрение. Было доказано, что, в то время, как на территории Западной Европы люди жили еще в условиях каменного века, в Египте уже была создана высокоразвитая культура. Там строили гигантские пирамиды, делали уникальные хирургические операции, выделывали бумагу, создавали сложные инженерно-мелиоративные системы. Но эта великолепная культура через столетия в буквальном смысле оказалась под песком, а Европа неуклонно и неумолимо двигалась вперед к тому благосостоянию, которое отличает ее сегодня от стран так называемого Юга, к которому принято относить и современный Египет. Факт развития - налицо.
В 1749 г. французский натуралист Жорж Луи Бюффон впервые попытался вычислить возраст Земли, опираясь на библейские свидетельства и привлекая данные из палеонтологии. Он определил возраст Земли в 70 тыс. лет. Позднее Иммануил Кант в "Космологии" оперировал цифрой в сотни миллионов лет. Величины здесь не столь важны, - важна сама попытка доказать, что Земля не существует в неизменно застывшем виде, а развивается.
С XVIII века в мировоззрении европейского человека утвердилась идея, что Вселенная в целом и наша Земля в частности, а также природа, общество и человек имеют длительную историческую цепь развития. Они не были такими, какими они есть сейчас, а являются результатом развития неких первичных, "стартовых" состояний. И окончательно сопротивление тех, кто сомневался в развитии природы, было преодолено открытиями Чарльза Дарвина. В 1854 г. появилась его работа "Происхождение видов", в которой автор показал, что тот животный и растительный мир, который сейчас населяет нашу планету, не возник сразу, а является итогом длительной эволюции. Из эволюционного учения Дарвина следовало, что природа развивается от простого к сложному, а энергия для этого развития не привносится откуда-то извне, а вырабатывается самими организмами в ходе их борьбы за выживание. Чуть позже появилась классическая термодинамика, сформулировавшая два фундаментальных принципа (начала), которые имеют прямое отношение к проблеме развития. Первое начало термодинамики провозглашает сохранение энергии при любых её превращениях, а согласно второму началу невозможен переход теплоты от тела более холодного к телу более нагретому без каких-либо других изменений в системе или окружающей среде. Из этого следовало возрастание энтропии и, в перспективе, "тепловая смерть" Вселенной.
В ХХ веке идея развития нашла свое подтверждение в идее нестационарной Вселенной, выдвинутой Александра Фридмана, и разработанной на её основе теории расширяющейся Вселенной.
И все же, несмотря на многочисленные доказательства того, что развитие имеет место, по-прежнему нет удовлетворительного ответа на вопрос: "Откуда берется начальная энергия для развития?" Ведь нечто не может появиться "из ничего!" Еще Аристотель, наблюдая появление новых вещей и событий в результате превращения причины в следствие, ввел понятие потенции как возможности возникновения чего-то, и дюнамиса как результата реализации этой возможности. То есть, Аристотель предположил, что все новое уже существует в скрытом, сжатом, "заархивированном" виде, и в результате внутренних причин или внешних воздействий только проявляется, высвобождается вовне. Правда, при таком понимании возникает опасность жесткой запрограммированности процесса и результата развития. Линейные дифференциальные уравнения классической механики подтвердили догадку Аристотеля, поскольку доказывали полное и однозначное превращение возможности в действительность. Однако создание квантовой механики в начале ХХ столетия привело к открытию того, что в мире элементарных частиц нет такой строгой заданности будущего прошлым. Существует множество потенциальных вариантов развития события и можно только с вероятностью предсказать, какой из них осуществится. В 1926 году австрийский физик Эрвин Шредингер сформулировал свое знаменитое уравнение, позволяющее априори рассчитать эту вероятность. Вернер Гейзенберг охарактеризовал волну вероятностей Шредингера как странного вида реальность, которая находится посредине между возможностью и действительностью. Мир в свете этого предстает как хранилище гигантской потенции, реализуемой от случая к случаю.
Итак, философия и наука солидарны в том, что "из ничего и будет ничего". Чтобы "нечто" появилось, оно откуда-то должно взяться. Вариантов здесь два: новое должно быть привнесено извне или же существовать в старом в скрытом, латентном виде, как потенция. Внешний источник сомнителен по двум причинам. Во-первых, он ассоциируется с богом, и, во-вторых, он противоречит тезису об абсолютности бытия. Для того, чтобы не впасть в противоречие, необходимо признать следующее: Бытие мира действительно является абсолютно полным, цельным, самодостаточным, не нуждающимся для своего существования в чем-то внешнем по отношении к нему. Однако эта полнота бытия является потенциальной, а не актуальной. Поэтому бытие постоянно подвержено изменениям, в том числе качественным, которые происходят по разным причинам: в результате взаимодействий между вещами, явлениями и процессами, вследствие мутаций, флуктуаций (случайных отклонений) и разумной деятельности людей.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление