Синергетическая концепция




Синергетическая концепция развития является наиболее популярной в настоящее время. Синергетика (от греч. synergeia - сотрудничество, содружество) возникла как попытка найти альтернативы существующим концепциям развития, которые исчерпали свои возможности в объяснении возникновения и развития сложноорганизованных систем.
Исходным понятием синергетики является понятие хаоса. Хаос традиционно рассматривался как деструктивное начало, которое должно быть упорядочено. Синергетика считает, что в хаосе таится источник развития, который может привести к конструктивным результатам. В отличие от других концепций развития, синергетика возвращает в лоно теории понятие случайности, реабилитируя его. Если в диалектической концепции и в классическом эволюционизме случайность рассматривалась как второстепенный и не имеющий значения фактор, забывающийся, стирающийся по прошествии времени, то синергетика поднимает случайность до уровня необходимости. Состояния неравновесности и неустойчивости также объявляются синергетикой как нормальными и естественными.
Классические концепции понимают развитие как поступательное и безальтернативное движение, подчиненное принципу причинности. По причинным цепочкам ход развития может быть просчитан как в прошлое, так и в будущее. Развитие реконструируемо и предсказуемо. Настоящее определяется прошлым, а будущее - настоящим. Но такой строго детерминистский подход был подорван в XX веке появлением квантовой механики.
Один из ведущих теоретиков в области синергетики Илья Пригожин говорил, что идея нестабильности, лежащая в основе синергетики, существенно потеснила идею детерминизма. Она позволила включить в поле зрения естествознания человеческую деятельность. И такие понятия, как нестабильность, непредсказуемость, стали играть немаловажную роль в преодолении той разобщенности, которая всегда существовала между социальными науками и науками о природе. В мире обусловленности природа поддается полному контролю со стороны человека, представляя собой инертный объект его желаний.
Идея нестабильности означает, что траектории многих систем неустойчивы и мы не можем предсказывать их развитие на длительный отрезок. Пригожин назвал эти интервалы "темпоральной экспонентой" и выдвинул утверждение, что после того, как мы переходим в новый интервал, информация о предыдущем может исчезнуть. Наше знание - это всего лишь небольшое окно в универсум, и из-за нестабильности мира нам следует отказаться даже от мечты об исчерпывающем знании. Заглядывая в это окно, мы можем экстраполировать имеющиеся знания за границы нашего видения и строить догадки по поводу того, каким мог бы быть механизм, управляющий динамикой универсума.
В традиционной картине мира обусловленности отсутствует всякий риск, ибо протекание событий одновариантно и прогнозируемо. Синергетика же постулирует многовариантное видение мира, которое раскрывает перед человечеством возможность выбора, означающего, в том числе, этическую ответственность.
В обобщенном виде основные идеи синергетики можно свести к следующим:

* Из хаоса может возникнуть новая структурно организованная определенность. Законы и механизмы этого процесса и исследует синергетика;
* Сложноорганизованные и самоорганизующиеся системы не могут развиваться по строго определенным законам, ибо в них большую роль играют моменты спонтанности и случайности;
* Синергетика разрабатывает принципы суперпозиции, сборки сложного эволюционного целого из частей. Но эта сборка не подчиняется правилам арифметики.
* Синергетика является одновременно и методом, и наукой об управлении сложноорганизованными системами. Главным рычагом этого управления является не сила, а правильная топологическая конфигурация, архитектура воздействия на сложноорганизованную среду.

Рассмотренные различные аспекты проблемы развития дают основание утверждать, что развитие - это особый тип изменений, благодаря которым мы получили тот мир, в котором живем. Многообразие природных и социальных феноменов не было дано изначально, а появилось в результате развития некоего исходного количества видов и форм. Поэтому невозможно понять мир вне контекста развития. Но сам процесс развития становится все более комплексным и сложным, и объяснить его исходя из какой-либо одной теоретической модели невозможно.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление