Проблема развития бытия





Уже философы Элейской школы в античной философии отметили наличие проблемы, вытекающей из утверждения об абсолютности бытии: если бытие абсолютно, то в чем смысл происходящих в мире изменений? Ведь абсолютность означает цельность, законченность, завершенность, полноту свойств и определений. А даже не прибегая к философской рефлексии, на уровне обыденного восприятия действительности, несложно зафиксировать перечислить факты, свидетельствующие об изменчивости бытия: к осени блекнут краски природы, уступая место серо-белым тонам, мода отражает разные предпочтения поколений в одежде, дети увлекаются другой музыкой и фильмами, чем их родители. Одним словом - "все течет, все меняется", как утверждал Гераклит. Но через века до нас дошла и другая мудрость: "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. ... Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас"25.
Так меняется мир или нет? Как совместить отмечаемый здравым смыслом факт всеобщей текучести мира и философские утверждения о вечности и незыблемости бытия? Как примирить Экклезиаста с Гераклитом? - Начинать необходимо с понятия изменения.
Изменение - это любое приобретение объектом новых признаков, свойств, характеристик или же утрата имеющихся признаков, свойств, характеристик. При таком максимально широком и абстрактном понимании под изменение можно подвести практически все: смену прически, землетрясение, вступление в брак, начало войны, получение диплома об образовании, перемену работы. Очевидно, что все эти изменения неравноценны по своей значимости для человека и для окружающей его природной и социокультурной среды. В связи с этим принято различать три типа изменений:

1. Внешние изменения, не затрагивающие качество объекта, его идентичность. Происходят незначительные метаморфозы вроде увеличения или уменьшения размеров, появления новых цветовых тонов. К примеру, принятие нового Гражданского кодекса, увеличение возрастного ценза для участвующих в выборах президента ничего не меняет в политической природе данного общества. Если человек изменит прическу или станет носить одежду иного фасона, он не сделается другим человеком, его сущность не изменится.
2. Циклические изменения, сущность которых состоит в том, что через определенные промежутки времени, иногда очень большие, объект возвращается к своему исходному состоянию, пройдя круг (цикл) изменений. Изменения в этом случае заметны только в небольших временных интервалах. Примером циклических изменений служит смена времен суток и года, периоды обращения Земли вокруг Солнца, жизненные ритмы организма.
3. Развитие как тип изменений характеризуется тем, что в его результате появляется нечто качественно новое, ранее не существовавшее. Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, в результате чего возникает новое качественное состояние объекта. Новый вид животного в процессе эволюции природы, новая планета, новая научная теория - вот примеры развития.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление