Специфика общественной детерминации





Детерминация (от латинского слова determinare - определять, обуславливать) означает систему различных форм взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Она включает в себя пространственную и временную корреляцию, а также многообразные способы причинной обусловленности. Общественная жизнь людей, несмотря на то, что в ней много случайности и неопределенности, тем не менее, подчинена строгим законам, действие которых носит объективный характер, то есть не зависит от воли и сознания человека. Она отличается от природной тем, что люди являются не только объектами, но, и субъектами социальной деятельности. Поэтому все, что происходит в обществе, даже под давлением объективных, внешних по отношению к человеку, факторов, все равно преломляется, в итоге, через человеческую свободу.
Когда люди игнорируют факт существования общественных законов, это квалифицируется как волюнтаризм. Воля человека, как бы она ни была сильна, не может превзойти силу объективного закона. К примеру, человек не может полностью обходиться без пищи, воды, воздуха, одежды. Он может только ограничить свои потребности в этих вещах, но полностью от них отказаться не в состоянии, ибо его физическое тело живет по своим законам. Занимаясь хозяйственной деятельностью, люди должны учитывать такие объективные факторы и законы, как климат, географическое положение, физические и химические свойства материалов, физические законы.
Другая крайность состоит в абсолютизации силы объективных закономерностей и факторов. Это называется фатализмом и приводит к тому, что люди смиряются перед трудностями, отказываются от активной жизненной позиции.
Чтобы избежать этих крайностей, необходимо знать основные координаты общественного бытия и уметь использовать их для достижения целей общественного развития.

Важным показателем происходящих в обществе процессов считается время. Все без исключения события социальной жизни встроены в определенный временной ряд: им предшествуют какие-то события и они, в свою очередь, предшествуют другим. Эта связь является логической и временной. К примеру, войне предшествуют какие-то противоречия между государствами, а после войны наступает состояние мира. Конкретное событие социальной жизни длится какой-то промежуток времени: 10, 100, 1000 лет. Социальное время характеризуется последовательностью, длительность и необратимостью. То, что произошло - произошло окончательно, его влияние на что-то не изменить: нельзя вернуть омлет в состояние яйца. Раз существует такое свойство времени, как необратимость, это даёт возможность выделить в потоке времени прошлое, настоящее и будущее.
Время выступает не только универсальным измерителем социального изменения, но и его основой, конституирующим его фактором. В социальной жизни изменения носят всеобщий характер: нет двух различающихся во времени состояний любого социального явления, которые были бы идентичными. В социальных изменениях время проявляется в двух формах:
Во-первых, оно является внешней координирующей сеткой для измерения событий, их упорядочивания таким образом, чтобы человек мог ориентироваться и согласовывать события. Такое время называют количественным временем. Его показывают часы, календари, с помощью которых идентифицируют потоки, скорости, интервалы, продолжительность различных социальных событий, связывают или разделяют бесчисленные действия.
Во-вторых, время связано с социальными изменениями как внутреннее, онтологическое свойство событий и процессов. Это качественное время, определяемое природой социальных процессов.
В социальных процессах проявляются такие качества времени:

* Социальные события бывают продолжительными или нет;
* Они протекают быстрее или медленнее;
* Они характеризуются определёнными ритмами или спонтанны;
* Они разделяются на единицы различных самостоятельных качеств посредством естественных или социальных обстоятельств: периоды работы и отдыха соответствуют определённым временам суток, а фазы сельскохозяйственного труда связаны с естественными границами года.

Счёт времени также представляет интерес. Ведь календарь и часы, хотя и связаны с астрономическими циклами, тем не менее, социально обусловлены. К примеру, продолжительность недели изначально было связано или с чередованием рыночных дней, или с особенностями религиозных предписаний.
В каждом обществе время выполняет некоторые универсальные функции, причём его роль в традиционных и современных обществах различается. К этим функциям относят:

* Синхронизацию человеческой активности: чтобы коллективное действие произошло, нужно, чтобы люди встретились в один и тот момент времени;
* Координация человеческих действий. Индивидуальные действия происходят не в вакууме. Одним из распространённых примеров координации является разделение труда. Но чтобы разделение труда приводило к результату, оно должно быть согласовано по времени;
* Последовательность социальных событий. Социальные процессы проходят различные стадии, события идут одно за другим в определённой последовательности, имея свою специфическую логику. И многие действия имеют смысл лишь в том случае, если они совершаются в определённый момент времени. Здесь уместны такие аналогии: ребёнок должен пойти в школу в определённом возрасте, поле должно быть вспахано в одно время года, а урожай убран в другое, артподготовка ведётся перед атакой пехоты.
* Своевременность. На работу, в магазин, театр ходят в определённое время. Самолёты, поезда, автобусы ходят по расписанию, и если бы с ним не согласовывались, то не было бы никакой пользы.
* Дифференциация: разные виды общественной деятельности имеют разные временные интервалы. Отдых, молитва, занятия спортом, протекают по разным часам.

Указанные функции времени имеют особенности в зависимости от того, идет речь о первобытном племени или современной североамериканской культуре. Одно дело - племя первобытных охотников, другое - современный индустриальный город. Если в первом случае люди живут сиюминутным временем, воспринимают лишь настоящий момент, связанный либо с метеорологическими условиями, либо с естественным окружением и повседневной деятельностью, то в индустриальном обществе время превращается в центральный регулятор, координатор, организатор человеческой деятельности. Оно уже выступает в качестве первичного, определяющего фактора. Существует деспотизм времени, а календарь и часы стали правящими силами. В 70-е годы XX столетия, на Западе, изучение социального времени стало самостоятельным направлением социальной философии и социологии, с собственными журналами, конференциями и академическими ассоциациями.

Социальное пространство, наряду со временем, выступает в качестве основополагающей координаты социального бытия. Под социальным пространством понимается внешнее "тело" социального бытия - социальные институты и социальные процессы. Это часть географического пространства, в котором локализуется тот или иной социальный процесс и институт: государство, гражданское общество, партии, происходят социальные изменения. От физического пространства социальное отличается своей неоднородностью, анизотропностью структур, иерархичностью и историчностью. Социальное пространство совпадает с территорией, на которой проживает социальная общность.
Отмечается связь ментальности народа, форм его государственного устройства и способов хозяйственной деятельности с размерами территории, на которой он проживает. Большие и разнородные социальные пространства, как правило, организуются посредством жесткой властной вертикали, а небольшие и однородные по составу территории не нуждаются в сложной системе управления.
Общественное пространство неоднородно, что объясняет существование двух основных типов взаимодействия между его частями - субординации и координации. В первом случае части находятся в жесткой иерархической зависимости от центра, а во втором, центра как такового не существует, а отношения между частями строятся через взаимное согласование действий.

Общество выделяется среди других форм организации бытия особым характером причинности. Причинность (каузальность) - это принцип, согласно которому каждое явление имеет причину и, в свою очередь, выступает в качестве причины других явлений. В мире ничто не появляется и не исчезает без причины и поэтому принцип каузальности является универсальным. Но в зависимости от форм организации бытия, действие этого принципа различается. В природе, где нет места человеческой субъективности, причинно-следственные связи действуют жестко и необходимо. В отличие от природы, в обществе живут и действуют люди, наделённые сознанием и волей, которые оказывают корректирующее влияние на ход общественных процессов и состояние общественных институтов. Это происходит на следующих уровнях:

* Осознания необходимости социальных изменений;
* Определения целей, к которым надо развивать общество;
* Корректировки действия и целей в ходе развития.

Источником развития общества и причиной совершенствования социальных институтов всегда выступает противоречие между действительным состоянием общества и тем, насколько оно может реально обеспечивать потребности человека. Несоответствие между сущим и должным - это универсальная причина развития. В природе она действует автоматически, посредством закона выживания: только те виды животных и растений, которые в ходе длительной эволюции выработали подходящие для приспособления качества, останутся на Земле. Остальные просто уйдут в небытие и составят предмет изучения палеонтологии. В обществе дела обстоят иначе. Хотя противоречие должного и сущего здесь также имеет место, главное отличие в том, что в конструировании облика должного принимают участие люди. Идеал, сформулированный людьми, выступает в качестве движущей силы развития, однако, чтобы он был таковым, чтобы миллионы людей клали свои жизни на алтарь победы этого идеала, он должен быть понятным, отвечающим потребностям и чаяниям людей и осуществимым.
Поскольку общество развивается телеологически (от лат. telos - цель), причины и следствия в нём несут значительный отпечаток человеческой субъективности. Несмотря на сознательный и целенаправленный характер общественных изменений, они являются объективными. Это значит, что отдельный человек воспринимает их как неотвратимые, навязанные извне. Почему так происходит? Прежде всего, потому, что общество не имеет буквально понимаемых "ума" и "воли", оно не локализовано предметно и конкретно, а есть лишь результирующая от действий входящих в него субъектов. Общественное действие как бы "вбирает" в себя поступки отдельных индивидов, которые исходят из своих интересов, но неизбежно вынуждены учитывать интересы других людей. Общий интерес реализуется в конкретных социальных действиях, которые, в конечном итоге, направлены на сохранение общественной стабильности и выработку модели социального целого, отвечающей интересам всех. В силу разделения труда, ограниченности человеческой сущности, отдельный человек не улавливает в общественных изменениях ту логику, о которой говорилось выше. Он отчужден от результатов своей деятельности. Этого избежать невозможно до тех пор, пока существует разделение труда.
При принятии общественно-значимых решений человек действует свободно, но это не означает, что он действует спонтанно, невзирая ни на что. Его свобода детерминирована. Степень детерминации этой свободы варьируется в зависимости от того, насколько развито общество и какова степень его свободы от природы. Общественное поведение людей ограничено двумя родами факторов:

* Наличием природной составляющей в человеческом и социальном бытии;
* Совместными, общественными условиями жизни.

Природные, естественные ограничители, проявляются в том, что люди - не "птицы Божьи", они не могут жить тем, что пошлёт природа. Они добывают себе всё необходимое посредством активного воздействия на природу, изменяя её, приспосабливая "под" себя. Воздействуя на природу, люди следуют её логике, её закономерностям. Это - основа производства. Поэтому материальная производственная деятельность, будучи основой физического существования людей, подчиняется естественным законам. Здесь люди используют естественный, объективный закон для определённых целей. Цели они ставят сами, но учитывают при этом факт существование закона и его содержание.
Социальность человека влияет на его поведение. Раз уж человек "обречён" жить сообща с другими людьми, он не может действовать спонтанно и произвольно, а должен учитывает законы общежития, совместной жизни. Какие это законы? Их достаточно много. В качестве примера можно назвать такой: "Личный интерес не может реализовываться в ущерб интересам других индивидов и общества". Или другой важный закон: "Существует коррелирующая связь между политической и экономической сферами общества".
Особенностью взаимодействия различных структур и сфер общественной жизни является то, что причинно-следственные отношения обладают свойством оборачиваемости: к примеру, экономический кризис влечёт за собой политический, но посредством необдуманных политических решений можно спровоцировать экономический кризис.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление