Основные формы и сферы общественной жизни





Из приведенного выше определения общества следует, что под ним понимают не только способы, но и формы объединения людей. Выделяют три основные формы общественной жизни: общину, общество и государство. Они различаются между собой степенью общественной интеграции, мерой свободы, которой обладают в них индивиды и способом социального управления.
Исторически и логически первой формой общественной жизни является община. В последнее время, в социально-философской и социологической литературе иногда используется такой синоним этого слова, как "сообщество". Община - это такое объединение, в котором люди связаны не внешней, механической, а кровнородственной и соседской связью, узами братства и дружбы. В общине люди эмоционально воспринимают друг друга как членов одного целого. Общность материальных, политических, военных интересов является вторичной и вытекает из единой общинной воли. Община - это самое солидарное общество из известных форм общественной жизни. Степень доверия друг к другу, возможность признания и понимания индивида со стороны других членов общины чрезвычайно высоки. Основным способом нормирования отношений выступает нравственность, в специальных институтах управления нет надобности. Вместе с тем не следует понимать общину как некое идеальное общество, прообраз коммунистического будущего. Большинство известных истории типов общины в большей или меньшей степени тоталитарны. Личная свобода и личные интересы индивида приносятся в жертву, если речь идет о благополучии общины. За заботу, внимание и безопасность человек платит большей частью своей свободы. Несмотря на отсутствие аппарата управления и, следовательно, средств внешнего принуждения, обычаи и нравы, господствующие в общине, обладают достаточным воспитательным и дисциплинирующим эффектом. Община является сравнительно небольшой по размерам общностью людей и это не в последнюю очередь объясняет те её черты, которые приведены выше.
Дальнейшее развитие общественных форм шло по двум направлениям. Во-первых, это расширение самой общины, вызванное количественным ростом её членов. Таким путем шли моноэтнические общины. Другой путь - это неизбежная связь, сотрудничество между отдельными общинами, приводящая к образованию союзов, объединений и т.п. Неизбежным следствием развития, как в первом, так и во втором случае, является необходимость создания специальных институтов социального управления, призванных ограничить или исключить общественно опасные действия. Это приводит, на определенном этапе к возникновению государства.
Государство появляется под воздействием причин, грозящих уничтожить общество. Эти причины могут быть внешними (угроза со стороны соседей), или внутренними (раздоры, или, к примеру, необходимость ограничения кровнородственных браков, которые приводят к генетической деградации потомства).
Первые государства имеют лишь ограниченное военно-административное значение и не вмешиваются в остальные сферы коллективной деятельности и частной жизни. Они возникают спонтанно, как правило, по инициативе группы пассионариев, которые сознают, что без волевого, властного и организующего органа общество просто погибнет.
Дальнейшая эволюция государственных форм происходит в направлении расширения общественно-значимых функций: к функции защиты общества от внешней угрозы добавляется экономическая, правовая, социальная, фискальная и другие функции. По степени контроля за общественной и личной жизнью граждан судят о степени тоталитарности государства.
Выделяют четыре основных подхода к пониманию сущности государства:
1. Либеральный, утверждающий, что государство - это "ночной сторож", который должен следить за тем, чтобы были обеспечены максимальные возможности для человеческой свободы. Все проблемы общественной жизни должны решаться посредством свободного обмена товарами, услугами, идеями, то есть, через рынок.
2. Консервативный, который исходит из того, что основная задача власти - это ограничение индивидуального произвола, недопущение того, чтобы в результате индивидуальной спонтанности был бы нанесён непоправимый ущерб обществу. Государство - это не "ночной сторож", а "городовой", призванный следить за порядком.
3. Социалистическое (коммунистическое) понимание государства характеризуется в первую очередь тотальным государственным участием во всех сферах публичной и частной жизни: государство контролирует (регулирует) хозяйственную сферу, идеологию, образование, воспитание и так далее. Только таким образом, по утверждению коммунистов, можно добиться справедливости, понимаемой как равенство всех участников общественных отношений.
4. Анархисты последовательно и категорично отрицают необходимость государства, утверждая, что даже самое справедливое государство - это насилие над человеческой свободой. Лучшая форма общества, по утверждению теоретиков анархизма, это свободные и добровольные ассоциации.

Государство - исторично, оно порождается обществом и, следовательно, в перспективе, должно уйти. Но только тогда, когда надобность в нем исчезнет.
Государство всегда выступало посредником в отношениях между индивидом и обществом. Разросшееся общество, которое перестало быть племенем или общиной охотников, может существовать только в форме государственно оформленного целого. Есть много определений государства, носящих, в основном, ругательный оттенок: "Это-де, машина для угнетения человека, для подавления его свободы". Сущность государства и его значения станут понятнее, если определять его как форму организации общества, предназначенную для проведения в жизнь таких начал социальной жизни, как порядок и законность. Государство - это некое состояние общества. Гегель определял государство как "...действительность нравственной идеи"49. Русский философ И.А.Ильин понимал государство как живое братство, как Родину, объединенную публичным правом.50 Государство "перешагивает" через частные интересы и личные амбиции, ибо руководствуется идеей целостности общества. Оно прибегает к насилию, но редко кто упрекает его за это. Солдат на войне умирает не за "машину подавления", а за Родину. Люди воочию убеждаются, зачем им нужно государство во время гражданских войн и революций, когда отсутствие власти государства трагически сказывается на судьбе каждого.
Длительное время государство выступало практически единственной формой организации общественной жизни. Оно узурпировало права на обеспечение всех общественных потребностей человека, организуя и направляя всякую социально-значимую деятельность. Возможности для вне-государственной общественной деятельности появляются только в конце XVIII - начале XIX века. Именно тогда в работах деятелей французского Просвещения и появилось выражение "гражданское общество".

Гражданское общество - это независимая от государства часть общества с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между его членами. Смысл гражданского общества заключается в том, что оно снимает напряжение между государством, локальными социальными группами и индивидами, неизбежно возникающее по мере расширения общественного пространства и углубления социальной дифференциации. Это напряжение вызвано тем, что в большом и разнородном обществе труднее добиться соблюдения принципа социальной справедливости из-за коллизии общих и частных интересов. Несправедливость влечет за собой ослабление общественной солидарности и, как закономерное следствие, усиление государства, институты которого рассматриваются в качестве единственной цементирующей силы общества. В этих условиях различные общественные ассоциации, образующие гражданское общество, берут на себя заботу о распределении основных жизненных благ, делегируя государству задачу обеспечения общественной целостности.
В XVIII веке, в статьях американских мыслителей А.Фергюсона, А.Гамильтона и Дж.Мэдисона, опубликованных в "Федералисте", впервые формулируется идея, что деление общества на слои и классы со своими специфическими интересами, не следует расценивать негативно, ибо оно свидетельствует о плюрализме интересов и ценностей. Гамильтон полагал, что сильное республиканское правление, обладающее иммунитетом к непостоянным страстям демократического большинства, сумеет удержать фракции под своим контролем и пресечь возможные беспорядки. Мэдисон был убежден, что единственный способ обуздать фракции - это, во-первых, открыто признать их существование и, во-вторых, поддерживать баланс различных, но в равной мере законных интересов. Как только любой фракции предоставляются такие же законные права, что и остальным, гарантией безопасности общества становится их многообразие. В самом деле, чем больше фракций, тем труднее им объединиться в одну крупную группировку, способную представить угрозу для общества. Управление обществом должно, по такой логике, обеспечивать равную защиту интересов всех социальных групп51. Таким образом, зарождается традиция рассматривать гражданское общество как совокупность различных социальных групп, противостоящих произволу государства. В этом смысле гражданское общество ближе к человеку и защищает его права.
XIX и XX столетия не внесли ясности в статус гражданского общества и его структуру. Под ним понимают или просто человеческое сообщество, или те формы социальности, которые оказывают влияние на политику, или оппозиционные государству общественные группы. В это же время ставится и получает первые концептуальные решения проблема взаимоотношения между гражданским обществом и государством. В большинстве европейских стран гражданское общество рассматривалось как оппозиция государству, ибо деятельность последнего зачастую сводилась к грубому вмешательству в частную и корпоративную жизнь граждан. Политическая традиция англосаксонских стран, напротив, рассматривает гражданское общество и государство как взаимодополняющие друг друга силы. Поэтому понятие гражданского общества утратило там свое специфическое значение.
Неоднозначным является и ответ на вопрос о том, что возникло раньше - государство или гражданское общество? В англосаксонских странах и в Швейцарии, гражданское общество предшествует государству, а в большинстве западноевропейских стран, на Востоке и в России гражданское общество рождалось и рождается в настоящее время в жесткой борьбе с государственными институтами. Крайние позиции в этом вопросе представлены в учениях о государстве и праве Канта и Гегеля. Кант расширил понятие гражданского общества до общества граждан мира, а Гегель утверждал, что государство представляет собой действительность нравственной идеи и является высшей формой организации общества.
Вышесказанное позволяет выделить следующие характерные особенности гражданского общества:
* Оно есть совокупность социальных групп, каждая из которых является и центром социальной власти;
* Каждая из ассоциаций, входящих в гражданское общество, стремится к полной или частичной автономии от государства;
* Говорить о существовании гражданского общества можно лишь в том случае, если политическая и социальная сферы общественной жизни отделены друг от друга. Государство по преимуществу решает политические проблемы, а гражданское общество представляет из себя среду, в которой протекает повседневная жизнь людей;
* Гражданское общество формирует нравственные добродетели людей, способствует выработке цивилизованного поведения и социальной ответственности;
* Водораздел между гражданским обществом и государством проходит не по характеру жесткости в организации общественной жизни, а по размеру организуемого социального пространства: государство формально перекрывает своим влиянием все общество, а гражданское общество представляет локальные, местные интересы.
Классическая политико-правовая теория знает три модели взаимоотношения между гражданским обществом и государством:
* Государство берет на себя функции гражданского общества, делая последнее излишним. Это имеет место в том случае, когда политическая и социальная сферы не обособлены друг от друга;
* Гражданское общество является средоточием оппозиции государству и настроено враждебно по отношению к существующим властным структурам;
* Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга через разделение политических и социальных функций.

В политической сфере и сфере права основное требование гражданского общества - свобода личности. В области экономики неотъемлемым признаком гражданского общества выступает институт частной собственности. Именно эти две ценности, - политическую и правовую свободу с одной стороны, и экономическую свободу, реализуемую в праве частной собственности, с другой стороны, - отстаивают и развивают институты гражданского общества. Идея гражданского общества вовсе не исключает необходимость государственной власти. Она лишь пытается смягчить эту власть, избавить её от множества уже исчерпавших себя функций. Гражданское общество организует свои структуры, которые дистанцируются от структур политической системы, но оказывают воздействие на политику государства. Это общественные организации, движения, ассоциации, которые помогают децентрализации государственной власти за счет передачи им части её полномочий. По мере развития общества, то есть по мере того, как свобода людей будет расширяться, будет изменяться и соотношение между формами общества. Функции государства будут сужаться, а сектор гражданского общества и его роль будут увеличиваться.

Основные сферы общественной жизни

Каждая из форм общественной жизни внутренне дифференцирована, подразделяется на сферы жизнедеятельности общества. Чем развитее общество - тем большее число сфер в нем имеется. Наиболее важными из них являются:

* Хозяйственная сфера;
* Политико-правовая сфера;
* Сфера духовной жизни.

Хозяйственная сфера - это область общественной жизни, в которой создаются и распределяются продукты хозяйственной деятельности человека. В целях производства необходимых для жизни продуктов и услуг люди занимаются хозяйственной деятельностью, суть которой состоит в производстве и последующем распределении. Хозяйство включает такие основные отрасли, как экономика, сельское хозяйство, транспорт и торговля. Основу хозяйственной деятельности составляет активное взаимодействие человека с природой. Оно предполагает разделение труда, а распределение полученного продукта является проблемой, выходящей за пределы собственно хозяйственной сферы и требующей, правового, нравственного и политического участия. Хозяйственная сфера является главной, определяющей в жизни общества и оказывает детерминирующее влияние на все остальные структуры.
Политико-правовая сфера - это та часть общественной реальности, в которой проходит политическая жизнь, то есть складываются и решаются проблемы, связанные с властью. Поскольку власть понимается как возможность и способность проводить определенные интересы с помощью легального применения принуждения, она является объектом ожесточенной борьбы различных сил. Основными субъектами политики являются государство и политические партии. Политика выполняет общественно необходимые функции организации, регулирования и контроля и оказывает воздействие практически на все стороны жизни общества и отдельного человека.
Сфера духовной жизни общества включает основные формы общественного сознания, посредством которых индивиды интегрируются в социальную систему, а также сам процесс производства и распространения духовных ценностей. Это: искусство, религия, мораль, философия, наука.
Между сферами общественной жизни не существует жесткой и однозначной иерархии. Чаще всего в качестве определяющей выступает хозяйственная сфера, в которой осуществляется производство и распределение продуктов производственной деятельности людей, однако нельзя утверждать, что такое доминирование данной сферы является абсолютным. Нередко политико-правовая сфера оказывает детерминирующее влияние на все остальные области, иногда фактором социальных изменения становится религия или наука. К настоящему времени с достаточной определенностью проявила себя общесоциальная закономерность, заключающаяся в том, что в ходе истории происходит постепенное возрастание детерминирующей роли духовной сферы и духовных факторов в жизни общества.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление