Общество как объект исследования





Общество, понимаемое как определенным образом оформленное общение людей, есть та реальность, в которой человек рождается, живет и умирает. И никуда от этого не деться. Многочисленные примеры, демонстрирующие нам образцы отшельничества, сознательной или вынужденной "робинзонады", лишь подтверждают непреложный факт социальной природы человека. Влияние общества на человека столь велико, что отдельная личность, индивид часто рассматриваются лишь в качестве проекции социального целого, а не как самостоятельная субстанция.
Такая сопряженность человека и общества позволяет предположить, что наиболее адекватное и полное познание и первого и второго возможны лишь в пересекающейся, взаимной перспективе. Идентификация человека невозможна вне социального контекста, а любая общность имеет смысл и значение лишь в той мере, в какой способствует становлению человеческой сущности. Знание общества необходимо, как знание "местности", в которой человек не просто обитает, но которую сам же и создает.
Понятие общество является сложным и достаточно расплывчатым. Можно выделить, как минимум, три его значения:

* Общество - это совокупность всех людей, живущих на Земле: человеческое сообщество, мировое сообщество.
* Общество - это обобщающее понятие для определения всех людей, проживающих на территории каких-либо государств: российское общество, американское общество, китайское общество.
* Общество - это какое-либо конкретное социальное объединение: общество сторонников демократических реформ, общество любителей пива, общество российско-египетской дружбы.
Во всех этих случаях под обществом понимается форма или способ объединения людей, в которых выражается факт их взаимозависимости. Из этого определения мы будем исходить в дальнейшем рассмотрении проблем общественной жизни.
Сложностью и разнообразием общественной жизни объясняется и существование множества наук, объединенных названием "общественные (социальные) науки". История, юриспруденция, экономика, этнография - это далеко не полный их перечень. Каждая из них изучает определённые аспекты жизни общества: правовые, хозяйственные, затрагивающие особенности жизни этнических групп и т.д. Многие явления общественной жизни имеют сложную структуру и изучаются комплексом социальных наук, то есть являются предметом междисциплинарного исследования. К примеру, такое общественное явление как война, имеет политическую, экономическую, правовую, демографическую, историческую и другие составляющие и требует соответствующего многоуровневого изучения.
Выделить из комплекса общественных наук какой-либо один дискурс, который обладал бы монополией на самое полное знание общественной жизни, - занятие сложное и неблагодарное, и чревато обвинениями в интеллектуальном тоталитаризме. Долгое время пальма первенства в изучении общественной жизни принадлежала социологии (буквально, в переводе - "науке об обществе"). Появившаяся в 30-е годы XIX столетия, социология поставила целью познать законы общественной жизни, которые, по её мнению, аналогичны законам природы. Французский ученый Огюст Конт, предложивший термин "социология", считал, что "быть наукой" - значит походить по строению, методам и целям на естественные науки. Поэтому социология сознательно или неосознанно вынуждена была, поначалу, применять для познания социальной статики и динамики законы биологии, механики, психологии. Подобная методология исходила из предположения о сходности устройства природы и общества. В настоящее время социология представляет самостоятельную отрасль общественных наук с устоявшимся предметом, методами, задачами. Она исследует явления социальной жизни, вычленяет закономерности, устанавливает констелляции между социальными институтами. И не претендует на то, чтобы быть выразительницей всей истины об общественном бытии человека.
Современное обществознание представляет собой комплекс наук, охватывающий различные сферы и уровни общественной жизни. Философский дискурс, не подменяя ни один из вышеуказанных способов рассмотрения общества, является самостоятельным и имеющим важное значение. Раздел философии, изучающий общество, называется социальной философией.
Социальную философию интересует главный, принципиальный вопрос: "Для чего общество необходимо человеку?" Русский философ С.Л.Франк так определял задачу социальной философии: выяснить, "какое место занимает общественная жизнь в жизни человека, каково её истинное значение и к чему, собственно, стремится человек и чего он может достичь, создавая свое общественное бытие? И, наконец, какое место занимает общественная жизнь человека в мировом, космическом бытии вообще, к какой области бытия она относится, каков её подлинный смысл, каково её отношение к последним, абсолютным началам и ценностям, лежащим в основе жизни вообще?48
Философия исходит из того, что свобода составляет сущность человека, является самой большой его ценностью. Почему же, в таком случае, люди добровольно и сознательно жертвуют частью своей индивидуальной свободы, объединяясь в многочисленные "человейники"? Что побуждает их к этому, обрекая на обезличивание, потерю индивидуальности и свободы? Необходимыми или случайными, объективными или субъективными являются силы, заставляющие людей объединяться в различные формы социальности?
Социология этими проблемами не задаётся, она воспринимает общество как данность, оставляя вопрос о его смысле "за скобками". Она занята изучением "поверхности" социальной жизни, её феноменальной стороны. Но любая поверхность является поверхностью чего-то, что лежит ниже и составляет её глубинные, онтологические параметры. Социология не может ответить на вопрос о том, что такое свобода, общественный идеал, добро, справедливость. Она не может удовлетворительно объяснить взаимосвязь закономерности и спонтанности в социальной жизни. То есть, социология исследует только один из срезов общества. Представление же об обществе как целом возможно только посредством философской рефлексии его оснований.
Исходя из вышесказанного, первая проблема социальной философии - это выяснение того, как связаны между собой сущность человека и сущность общества. Обладает ли общество самостоятельной, онтологической ценностью или его смысл связан со смыслом человеческого бытия?
Социально-философское рассмотрение предваряет любой другой анализ общества. Только зная, что собой представляет общество как форма организации бытия, можно рассматривать различные феномены общественной жизни и общественной ментальности: формы общества, структуры общественной жизни, отношения между составляющими общества, одним словом - всё вторичное, производное в обществе.
Социальная философия состоит из следующих разделов:

• Социальная онтология;
• Изучение духовной сферы общественной жизни;
• Социальная гносеология (эпистемология).

В философском дискурсе исходной точкой познания сущности общества выступает человек. Философия утверждает, что сущность человека, для того, чтобы реализоваться, воплотиться в мире, требует общества. Поэтому, вопросы, на которые необходимо получить ответы в ходе философского анализа оснований общественной жизни формулируются так: "Что получает человеческая сущность - свобода - в результате общения"? "Как общение способствует продвижению человека к идеальной цели - полной свободе, полной самоидентификации"? "Какие аспекты человеческого бытия затрагивает общение"? - Очевидно, что для ответа на эти вопросы необходимо еще раз уточнить понятие человека и параметры бытия человека.
Человек имеет тело и душу. Это первое, что приходит на ум, когда мы хотим определить основные параметры человеческой сущности. Эти составляющие взаимно необходимы: душа вне тела нас не интересует (это разговор в рамках иного дискурса - богословского), а тело без души - это животный организм. Телесно-духовная природа человека порождает необходимость заботы, как о теле, так и о душе. Когда утверждают, что существование и развитие человека возможны только через общение с другими людьми, то тем самым прямо или косвенно хотят сказать, что это общение помогает людям сохранить и тело и душу. Причем не только сохранить, но и развить. Следовательно, общественное бытие человека включает, как минимум, два измерения. Во-первых, то, которое помогает поддерживать физическое существование человека, не дает ему погибнуть. Во-вторых, общество имеет духовное измерение, то есть такое, которое помогает развить душу человека, его собственно "человеческие" черты.

Возможны три уровня философской рефлексии общества:

* Собственно социально-философский;
* Философско-правовой;
* Философско-исторический.

Социально-философский дискурс (перспектива, точка зрения) исследует основания социального бытия и принципы познания социальной действительности.
Общество развивается во времени, то есть имеет историю. Выяснить смысл исторического развития, его движущие силы, содержание и конечные цели призвана важная составляющая философского знания - философия истории.
Философско-правовой дискурс исходит из того, что любые развитые формы общественной жизни немыслимы без ограничения свободы воли входящих в общество индивидов. Как возможно конструктивное общение людей, одновременно сохраняющее и главную сущностную черту человека - его свободу? Это главный вопрос философии права. Феномен права рассматривается ею как фактор, обеспечивающий становление человека.
Применение социально-философского, философско-исторического и философско-правового дискурсов обеспечивает полную философскую идентификацию общества.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление