Объединение и зависимость




Общество - это различные формы и способы объединения людей, в которых находит выражение их зависимость друг от друга.

Многогранность и глубина человеческой сущности проявляется в разнообразии форм и способов существования человека: в нем уживаются животное и культурное начала, эгоизм и способность жертвовать жизнью и благополучием во благо других людей. Самая большая драма человеческого бытия связана с тем, что человек вынужден соизмерять свои желания и поступки с желаниями и поступками других людей, живущих с ним в одном жизненном пространстве. Подобно многим животным, людям присущ "инстинкт социальности", однако "человечность" человека проявляется в том, что он, в отличие от животного, способен к сознательному социальному строительству, к поиску и выработке таких общественных форм, которые максимально соразмерны его сущности.
Человек не может жить и развиваться вне общества и этому есть множество разнообразных теоретических обоснований и эмпирических свидетельств. Проблема состоит в том, чтобы создать и обосновать такую модель общества, в которой оптимально сочетались бы индивидуальные и общественные интересы. К сожалению, человеческая история изобилует примерами одностороннего решения этой проблемы: на одном полюсе мы встречаем тоталитарные общества, в которых подавляется любая индивидуальность, а на другом находятся сообщества, сознательно отказывающиеся от любых попыток государственного оформления. И первые, и вторые, как показывает та же история, не имеют перспектив и рано или поздно разрушаются. Причина этих крайностей заключается в непроясненности сущности общественной жизни: большинство теоретиков склонны считать общественное бытие человека чем-то вроде "кокона", в котором проходит развитие человеческой личинки. Общество, согласно такой точке зрения, необходимо до тех пор, пока человек не окрепнет настолько, что будет способен самостоятельно, без обязательного вхождения в то или иное сообщество, решать все свои проблемы. В этом подходе есть существенный изъян, а именно: он не принимает во внимание нравственную сторону общественной жизни.
Вопрос о сущности общественной жизни в настоящее время является одним из важнейших вопросов социальной теории и практической политики. Это связано с тем, что на рубеже тысячелетий происходит распад старых и создание новых общественных конфигураций, обостряется противоречие между тенденциями к глобализации и стремлением отдельных государств сохранить свою национальную и культурную идентичность. Формируется мировой порядок, аналогов которому еще не было в истории, и чтобы разобраться в его существе, необходима философская рефлексия оснований общественной жизни.
Философский анализ общества является ключом к осмыслению феноменальных (лежащих на поверхности, проявляющихся) аспектов социальной жизни: политика, экономика, право, война и другие явления могут быть поняты только в том случае, если понята сущность социальности. В этом смысле социальная философия выступает в качестве метаметодологии социального познания, и её изучение должно предшествовать изучению политологии, экономической теории, социологии, теории права и других социальных дисциплин.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление