Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф




(1775 - 1854)

Высоко оценивая достижения Фихте, Шеллинг тем не менее, не мог согласиться с его констатациями по отношению к природе. И данные естествознания, и интуиция Шеллинга говорили о том, что природа не есть только продукт деятельности "Я": пассивный и бессознательный.
Для объяснения сущности самосознания Шеллинг использует две возможности. Во-первых, он выводит его из природы, создав в этих целях натурфилософскую систему, и, во-вторых, выводит природу из развития самосознания.
Главное у Шеллинга - это его философия тождества, в которой говорится об изначальной тождественности объективного и субъективного в неком единстве, из которого, диалектическим путем, выводится все многообразие мира, и к которому оно, точно таким же путем, сводится. Шеллинг создал контуры философской системы, в которой впервые получила удовлетворительное объяснение проблема тождества субъекта и объекта - центральная для философии Нового времени. Без Шеллинга не было бы Гегеля. Важным результатом философских изысканий Шеллинга является его философия искусства, утверждающая возможность искусства выразить абсолютную истину.

Основные работы Шеллинга
"О мировой душе" (1798); "Общая дедукция динамического процесса (1800); "Система трансцендентального идеализма" (1800); "Изложение моей системы философии" (1801); "Философия искусства (1803); "Философия и религия" (1804); "Философское исследование свободы" (1809); "Мировые эпохи" (1811-1815); "Философия мифологии" (1820)

Периодизация творчества Шеллинга

* Натурфилософский период (вторая половина 90-х годов).
* Период трансцендентального идеализма -1800-1801 гг.
* Философия тождества - до 1810 года.
* Философия откровения - с 1810 до конца жизни.

Источники философии Шеллинга
* Философия Фихте и Канта, в особенности, учение Фихте об активности самосознания и идея Канта о примате практического разума над теоретическим.
* Открытия в естествознании того времени, связанные с именами Гальвани, Кулона, Лавуазье, и особенно - К.Ф. Кильмейера, создавшего оригинальную теорию развития природы.
* Литературно-эстетическая деятельность немецких Просветителей и представителей романтизма в искусстве.
* Социально-политические настроения в Европе и Германии, вызванные Великой Французской революцией.

Натурфилософия Шеллинга

Натурфилософия (философия природы) создавалась Шеллингом с целью опровергнуть утверждение Фихте о неразумности природы. Фихте выводил природу из деятельности "Я", а Шеллинг, напротив, выводит самосознание из развития природы.
Все свои философские размышления относительно природы Шеллинг основывает на новейших достижениях в естествознании того времени. Природа, по его мнению, не является чем-то пассивным и статичным, а находится в состоянии постоянного развития, движения, изменения.
В отличие от естествознания, философия природы пытается увидеть в природных процессах не просто закономерность, а происходящее в них "одухотворение", приближение к самосознанию. Существует не просто параллелизм между природными и духовными процессами, а, как показывает современное естествознание, имеет место движение природного навстречу духовному: это говорит об исторической связи природы и духа.
Шеллинг утверждал, что не нужно наделять природу душой: последняя там присутствует с самого начала в качестве потенции и раскрывается в истории, двигаясь к самосознанию. Природа развивается не механически, за счет внешнего толчка, а диалектически. Это означает, что источник её развития находится в ней самой и представляет собой тождество противоположностей в изначальном единстве.
Все многообразие природы может быть объяснено как проявление общих природных сил. Первой и элементарной формой полярности в природе является магнетизм. Исторические стадии развития противоположностей в природе, по Шеллингу, таковы:

* Магнетизм.
* Электричество.
* Химизм.

Эти три ступени представляют диалектический процесс тезиса - антитезиса-синтеза.
Если природа развивается диалектически, то и способом постижения природы также может быть диалектика. Конечной целью развития природы является возвращение её к первоначалу, к тождеству духовного и природного. Однако это возвращение означает достижение природой ступени самосознания.
В своей натурфилософии Шеллинг показывает, что есть два возможных пути построения системы: один начинает с объективного, с самой природы и приходит к субъективному, самосознанию. Другой, начиная с субъективного, самосознания, дедуцирует объективность природы.

Система трансцендентального идеализма Шеллинга

Если в натурфилософии Шеллинг показывает движение от объективного к субъективному, то своей трансцендентальной философией он предпринимает попытку вывести объективное из субъективного, из абсолютного "Я". В развитие сознания Шеллинг вносит принцип историзма и показывает, как, возвышаясь, "Я" переходит с одной ступени самосозерцания на другую. Источником саморазвития абсолютного "Я" выступает произвол чистой воли, внутренняя потребность "Я" проявиться в мире.
Шеллинг называет историю самосознания "Одиссеей духа". На пути от исходного состояния к высшему тождеству субъекта и объекта стоят этапы теоретической и практической философии.
Теоретическая философия состоит из следующих эпох:

* От первоначального состояния до продуктивного созерцания.
* От продуктивного созерцания до рефлексии.
* От рефлексии до акта воли.

Практическая философия включает такие эпохи:

* Мораль.
* Право
* Искусство.

Восхождение самосознания заканчивается тогда, когда оно возвращается к своему исходному пункту, к изначальному тождеству. Это происходит в искусстве, ибо в нем объективируется гармония объективного и субъективного.
Главным инструментом познания Шеллинг считал интеллектуальную интуицию: акт непосредственного мысленного улавливания интеллектуального действия в тот момент, когда оно происходит.

Философия искусства Шеллинга
Эстетическое созерцание, по Шеллингу, есть высшая форма продуктивного созерцания, ибо здесь имеет место объективность, полнота и общезначимость. Искусство выше философии: оно более цельно и доступно. Только искусство может объективировать то, что в философии существует в субъективной форме. В перспективе философия и искусство сблизятся, а труд философа и ученого будет сродни труду поэта. Единство науки, искусства и философии Шеллинг называет "новой мифологией" и предрекает скорое её появление. Она будет синтезом всего, что люди узнали из области природы и истории духа.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление


Источник АленаШик: https://alyonashik.ru