Иммануил Кант
(1724 - 1801)
   Вклад Канта в философию сравнивают по значению с   коперниканским переворотом  в науке. Многие специалисты делят историю философии на до - и после-кантовскую. Главная заслуга Канта - в новом подходе к природе познания, его возможностям и границам. Он  впервые предложил понимать знание не как отражение действительности, а как её конструирование сквозь призму присущих разуму  и  рассудку априорных схем и принципов. Кант был убежден, что одних средств науки недостаточно для создания полной и адекватной картины мира. Указав науке её пределы,  Кант  провозглашает самостоятельность  эстетического и нравственного мышления. 
   Идея автономии морали, выдвинутая Кантом, имеет принципиальное значение для  этики и философии права. Без Канта были бы невозможны более поздние течения  западной  и русской философии, особенно такие, как экзистенциализм, феноменология, неокантианство.   
Периодизация творчества Канта
  Докритический период: до 1780 года. Кант  занимался вопросами естествознания, одновременно и  независимо от Лапласа создал космогоническую  гипотезу о происхождении Вселенной из первоначальной туманности путем сгущения. В области философии  в этот  период ничего выдающегося им создано не было.
  Критический период:  после  1780 года.  Получил такое название отчасти  из-за подчеркнуто критического  отношения  к предшествующей философии,  но  главным   образом из -за  того,  что изложил основные   идеи своей философии в книгах, название которых начинается со слова "Критика...". 
Основные  работы Канта
* "Всеобщая   естественная    история   и   теория  неба"   (1770);  
* "Критика  чистого  разума"   (1781); 
* "Основы метафизики нравов"(1775); 
* "Критика    практического    разума"     (1787);   
* "Критика    способности   суждения" (1790);   
* "Религия в пределах только разума" (1793).
Теоретические истоки        кантовой        философии                        
Кант признавал, что основные идеи его философии  инициированы скептицизмом Юма. Если цель познания - всеобщее и необходимое  знание, то, очевидно, что опыт не может дать нам такое знание. Поэтому, утверждал Юм, Локк с его концепцией чувственного знания, был не прав. Следовательно, критерии всеобщности  и  необходимости содержатся в разуме и присущи ему априорно, то есть до всякого опыта. Знание  должно быть ограничено  возможностями  разума  и  рассудка, а  для этого разум и рассудок нужно изучить, подвергнуть критике.
Сущность        теории         познания          Канта
Кант утверждал, что наш ум может познавать предметы окружающего  мира лишь потому,  что все познаваемое в этих предметах, создается этим же самым умом по присущим ему априорным принципам и схемам. Мы познаем не вещи сами по себе, а их явления  сознанию.  
Кант делит окружающую действительность на ту, что доступна познанию, и ту, что не может быть познана  человеком. Познаваемая  реальность называется  сферой явлений,  "вещей-для-нас",  "феноменов". Непознаваемые   объекты называются "вещами - в - себе", "ноуменами". Мир делится не по онтологическому, а по гносеологическому  принципу. Такая позиция получила название  "теоретико - познавательного дуализма".  
Учение Канта об априорных принципах познания                           
Предмет познания создается операцией априорного  синтеза материала чувственного восприятия с помощью коренящихся в разуме и рассудке правил и принципов.  С помощью категорий пространства и времени,   априорно данных рассудку, создается мир чувственных явлений. Затем, этот мир чувственных явлений, с  помощью  априорных правил рассудка, преобразуется в мир опыта, подлежащий научному рассмотрению. 
Основоположения чистого рассудка Кант делит на четыре рода: категории количества; категории  качества; категории отношения; категории модальности. Помимо условий и основоположений рассудка необходимо еще само действие, с помощью которого данные чувств могли бы преобразовываться в истинное знание. Это действие Кант назвал "трансцендентальной апперцепцией". 
Учение  об априорных принципах чувственного познания названо "трансцендентальной  эстетикой".  Учение  об основоположениях чистого рассудка есть область трансцендентальной аналитики. Трансцендентальная диалектика  исследует идеи и принципы и разума и показывает невозможность философии как науки.
Кант  об         антиномиях  чистого разума        
Разум как способность Кант подразделяет на чистый  (спекулятивный) разум и практический разум. Чистый разум ограничивается пределами мира явлений, практический разум нацелен на "вещи-в-себе".  Пределы чистого или спекулятивного разума Кант демонстрирует на  примере доказательства космологической идеи. В попытке осуществить такое доказательство, разум запутывается во внутренних противоречиях, которые  названы Кантом антиномиями чистого рассудка". Всего таких антиномий четыре: 
Первая антиномия. Тезис: Мир имеет начало во времени и пространстве. Антитезис:  Мир  не  имеет начала во времени и бесконечен  в  пространстве.   
Вторая антиномия.  Тезис: В мире все состоит из простого и неделимого. Антитезис:  В мире нет ничего простого,  а есть только  сложные тела.
Третья антиномия. Тезис: В мире есть свобода. Антитезис: В мире  нет свободы, а все необходимо и причинно обусловлено.
Четвертая антиномия. Тезис:  Бог есть. Антитезис:  Бога нет.     
И тезис,  и антитезис могут быть одинаково истинными, следовательно, объекты их не могут служить предметом научного познания. Но они могут быть предметом практического разума