Социальные нормы как условия возможности общества





Общественная жизнь, как было сказано выше, есть та объективная реальность, вне которой существование и развитие человека невозможно. В ее образовании участвует множество факторов, как материальных, так и идеальных. Общество можно уподобить гигантскому тиглю, в котором переплавляются разнородные интересы, цели, идеалы, и в результате получается более или менее однородный сплав. Этот тигель не перестает работать ни на минуту, ибо общество не есть раз и навсегда оформленное и четко локализованное образование, а является постоянно воспроизводящей себя целостностью.
Люди вступают между собой в многочисленные связи и в то же время противостоят друг другу в качестве свободных и самостоятельных сущностей. Это привносит в жизнь спонтанность, перманентно угрожающую стабильности общества. Поэтому наряду с вопросом о необходимом характере общества целесообразно рассмотреть и условия возможности его существования и осуществления. Одним из таких условий является ограничение свободы индивида посредством социальных норм. Встречу человека с другим человеком можно уподобить встрече двух различных миров, в основании каждого из которых лежит свободная воля. Без установления четких границ индивидуального произвола никакое надежное и продуктивное общение немыслимо. Ведь свобода изначально означает возможность как конструктивного, так и деструктивного поведения, способность как к добру, так и к злу. Предоставить индивиду право самому решать, что допустимо, а что нет, - значит, исключить саму вероятность общественной жизни.
Свобода - это свобода воли, состоящая в возможности и способности поступать в соответствие с субъективными представлениями о смысле жизни. Свобода становится актуальной только через деятельность, когда её содержание реализуется в виде каких-либо результатов. Для свободы необходимо опытное поле, упругая среда, преодолевая которую человек становится человеком, реализует свои желания и мечты. Такой средой является природа - совокупность естественных условий, в которых человек живет: климат, животный и растительный мир, естественный ландшафт. Человек способен, благодаря свободе, преобразовывать природные формы, изменять их в желаемом направлении. Это одно из проявлений свободы - свобода как противовес природной необходимости.
Но свобода воли опредмечивается не только в продуктах деятельности по преобразованию мира. Она с необходимостью требует общения с другими людьми. Возможности своей свободы воли человек узнает не только по тому, как успешно он борется с природой, создает, в качестве противовеса ей, "вторую природу", то есть культуру. Свобода проверяется, испытывается, в том числе, и в сопоставлении со свободой других людей, обитающих в одном жизненном пространстве. Это испытание более важно, ибо посредством него определяется не только внешняя, но и внутренняя граница свободы воли.
Необходимость общества, таким образом, объясняется не только прагматическими соображениями. Биологи назовут нам сотни видов "общественных" живых организмов - от муравьев и пчел до высокоорганизованных млекопитающих. Для них общество является необходимой формой существования, которая задана на инстинктивном уровне. Такое положение дел распространяется и на человека, однако общественная жизнь имеет, кроме этого, утилитарного, значения, иной, более глубокий смысл. Суть его в том, что общение людей имеет нравственное измерение, связано с нормой должного поведения. Эта норма вырабатывается через внешнее ограничение свободы деятельности и через внутреннее осознание самим индивидом необходимости контролировать свои поступки.
Столкновение свободных воль может побудить индивида решить его исход в свою пользу с помощью силы. Это имело место на начальных стадиях человеческой истории и нередко встречается сейчас. Подобное состояние названо классиками политико-правовой мысли "войной всех против всех"53. Оно не является конструктивным и не способствует развитию человека и вообще ставит под угрозу факт его существования.
Выведение из свободы воли необходимости её ограничения предполагает, во-первых, необходимость для свободы воли общения с другими свободными волями, и, во-вторых, доказательство того, что априорным и апостериорным условием общения выступает ограничение свободы воли. Выше мы уже показали необходимость общения для существования и развития человека и подошли к пониманию того обстоятельства, что сила не может быть средством выходы из ситуации столкновения различных свободных существ. Следовательно, выход один: необходимо выработка условий мирного и конструктивного сосуществования, создание, формирование норм и правил общежития. Аристотель писал по этому поводу так: "...человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря "без роду, без племени, вне законов, без очага"; такой человек по своей природе только и жаждет войны...".
Социальная, то есть совместная, жизнь людей немыслима без наличия социальных норм - различных правил, регулирующих распорядок совместной жизни людей, их взаимоотношения. Социальные нормы - это вид родового понятия нормы вообще. Мы говорим о нормах логики, нормах разума и т.д. Нормами являются законы природы и общественные законы.
Социальные нормы как образцы должного на ранних стадиях человеческого общежития существуют слитно, в недифференцированном виде. Обычаи, традиции, нравы составляют канву социального поведения. Форма и способ социального нормирования зависят от размера и структуры общества. Сообщество родственников является первой социальной формой в истории человечества. Его устойчивость, крепость определяется "законами крови", имеющими биологическую, а не социальную природу. В отношениях между людьми на этой стадии господствовали стихийные, тысячелетние привычки, которые не формулировались в особых правилах, не передавались в словесной форме, а усваивались непосредственно в повседневной жизни, путем подражания. Их еще нельзя квалифицировать как социальную норму.
Но постепенно человеческие отношения становятся сложнее и разнообразнее, и улаживать их с помощью привычки становится невозможно. Поэтому актуальной становится потребность в осознанных социальных нормах. Первой формой и способом социального нормирования является обычай - привычный образ жизни и поведения, доминирующий в сообществе в течение длительного времени и принимаемый членами этого сообщества как должный. Обычай - это правило жизни, установившееся в обществе и передаваемое от поколения к поколению. Это правило может регулировать не только социальные отношения, но касаться и технических вопросов, способа мышления и т.д. Но чаще всего под "обычаем" понимают правила, которыми регулируются взаимные отношения людей, то есть устанавливается, как и в каких пределах они должны поддерживать друг друга, в каких рамках обязаны удерживать себя при конфликтных ситуациях, каким путем разрешать спорные случаи. Хранителями и блюстителями обычаев является наиболее уважаемые члены общины - патриархи, служители религиозного культа.
Устойчивость обычая определяется эффективностью закрепляемых им стереотипов поведения. Обычаи складывались и шлифовались в течение столетий и вбирают в себя то, что действительно необходимо для нормального существования сообщества. Обычай отражает единообразие в социальном поведении, начиная от форм ведения хозяйства и заканчивая стилем в одежде и фасоном прически. Обычай является правилом, которое не навязывается человеку насильственно, а принимается им добровольно. Что, тем не менее, заставляет, побуждает человека следовать обычаю? - В первую очередь то, что индивид, не ориентирующийся на обычай, оказывается в положении маргинала и вынужден переносить различные неудобства, поскольку большинство окружающих его людей считаются с обычаем и руководствуются им в своем поведении.
Из обычая постепенно выделилось "обычное право". От обычая оно отличается тем, что имеет особые, специальные органы, призванные следить за соблюдением права. Это, к примеру, общинный, сеньориальный, жреческий суд. Обычай таких инстанций не имеет, а опирается на общинную волю. Выделение обычного права из обычая объясняется дальнейшим развитием человеческого общества, сменой основных форм общественной жизни. Обычай действует в пределах относительно небольшой общности, главным образом рода и создание специальных органов, надзирающих за его соблюдением, не требуется. Неизбежное разрушение родовой солидарности вследствие расширения родовой организации, сопровождалось появлением разнообразных интересов и их неизбежными коллизиями. Это и потребовало создание специальных органов, следящих за соблюдением обычая и судящих по обычаю.
Что же выступает главным объектом регулирования обычая и обычного права? - Любая социальная норма, в том числе и обычай, пытаются наиболее оптимально согласовать индивидуальную свободу и общественное благо. Для обычая типичным является такое решение, когда интересы общества доминируют над интересами индивида. Индивидуальной свободой жертвуют во имя сохранения общественной стабильности. Этому можно привести множество объяснений и оправданий, результирующая которых будет выглядеть так: "Общество является самой надежной гарантией существования и развития родовой сущности человека и поэтому можно и нужно пожертвовать отдельным во имя сохранения всех". Исторические и этнографические исследования доставляют массу фактического материала, доказывающего универсальность указанного выше феномена. То же самое справедливо и для обычного права.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон


Компьютерный мастер метро царицыно. Компьютерныи мастер царицыно rempk-service.ru.