Правовые нормы





Дальнейшее расширение общества и усложнение социальной структуры сопровождались новыми противоречиями и проступками, которые не были известны предкам и не вошли в обычай и обычное право. А в общественных образованьях, охватывающих большие территории и включающих социальные и этнические группы, живущие по разным обычаям, возникает необходимость искать согласие между этими обычаями. Все это потребовало специальной работы для выработки новых социальных норм, являющихся результатом социального компромисса. Тем самым намечается переход от обычного права к "писаному" праву. Такие социальные нормы издавались жрецами, монархами, военными руководителями и стали называться "законами".
Из всех социальных норм правовые нормы больше всего способствуют сплочению общества в единое целое. Они выступают в качестве фундамента плодотворной социальной деятельности. Это происходит потому, что такие социальные нормы, как обычай, традиции, нравы, не обладают достаточной степенью универсальности. Действие обычая, традиции, условной конвенциональной нормы или моральной максимы рассчитано на определенную локальную группу: религиозную общину, профессиональную корпорацию, этническую группу. Эти локальные группы представляют собой не случайные образования. Их солидарность проистекает из метафизических, культурных, кровнородственных оснований и поэтому невозможно упразднить различия между этими группами без разрушения самих групп. Выработка традиционных социальных норм, действенность которых распространялась бы за пределы конкретного локального сообщества, невозможна. История богата примерами, когда обычаи и традиции одной локальной группы силой навязывались другой локальной группе. В результате группа, подвергшаяся насилию просто теряла свою самобытность, а через несколько поколений её идентичность совпадала с идентичностью группы-агрессора.
Универсализация обычая, традиции или нравов и постепенное превращение их в государственное право, возможна только через прямое или опосредованное насилие. Это насилие может быть мягким или жестким, но суть его не меняется: оно состоит в распространении представлений о правах человека, справедливости, добре и других добродетелях, которые в течение времени складывались в рамках данного сообщества, за его пределы. Большинство существующих ныне этнических групп образовалось в результате различных войн, переселений, просто мирной ассимиляции, сопровождающихся столкновением обычаев. Но уже в позднем средневековье, когда границы национальных государств в основном сложились, возникает потребность в принципиально ином, чем обычай и обычное право, способе разрешения внутрисоциальных столкновений. Таким способом явилось право.
Каким образом праву удается решать указанную выше проблему плюрализма обычаев и традиций, по которым живут партикулярные группы, составляющие общество? - Во-первых, социальная норма, претендующая на статус правовой нормы, является, по своему содержанию, максимально нейтральной по отношению к ценностным установкам конкретных социальных групп. То есть, представления о правах человека, справедливости, добре, закрепленные в правовой норме, не вступают в принципиальное противоречие с представлениями о добре, справедливости и правах человека, свойственными локальным группам. В этом смысле правовая норма имеет негативное определение, как сказали бы логики. Правовые нормы являются формальными нормами, в которых воплощен результат компромисса между содержательно разнородными интересами различных социальных групп.
Второе, чем должны обладать правовые нормы, чтобы быть универсальными социальными нормами, это институциональное обеспечение своей действенности. Правовая норма не может рассчитывать на содействие органов локального сообщества, таких, как совет старейшин или авторитет религиозного служителя. Поэтому появляется государство, призванное всеми имеющимися у него возможностями обеспечивать действенность правовой нормы. Право без государства невозможно, а это значит, что право невозможно без принуждения.
Следовательно, правовая норма отличается следующими характеристиками:

* Она является безусловно обязательной для всех членов данного общества;
* Её содержание нейтрально по отношению к ценностям составляющих общество культурных групп и индивидов;
* Она использует для своих целей силу и авторитет государства.

После появления писаного права в обществе остается масса проблем, нуждающихся в урегулировании, но не таком жестком, каким является обычное право и закон. Для разрешения различных коллизий, не представляющих угрозу интересам общества и стабильности власти, но ослабляющих социальную или сословную солидарность, вырабатываются конвенциональные нормы, имеющие условную обязательность.
Условность - это обычай, который считается значимым в определенном кругу людей, отклонение от которого карается практически ощущаемым порицанием. Следование условности, то есть необходимость придерживаться принятой манеры приветствия, одежды, определенных правил гостеприимства и т.д., не просто "рекомендуется" индивиду, а серьезно "ожидается" от него как обязательное соответствие принятому образцу. Этим следование условности отличается от обычая, который допускает право индивида самому определять, какую одежду в каком случае следует носить. Примером условности является профессиональная этика. Врач, учитель, юрист, нарушившие правила профессиональной этики, могут ожидать бойкота со стороны своих коллег. Этот бойкот оказывается более ощутимым, чем официальный приговор суда.
Система условных конвенциональных норм охватывала все сферы поведения и жизнедеятельности людей в сословном обществе. К примеру, в дореволюционной России были широко распространены нормы особых отношений между священнослужителями и мирянами: любой мирянин, независимо от своего сословного положения, обязан был уступить дорогу идущему навстречу священнослужителю. Офицер царской армии, если он был в форме, не имел права нести в руках какую-либо поклажу: это за него делал денщик. Кодексы сословной чести, уставы всевозможных орденов, братств, сообществ, представляют собой примеры условных нормативных актов.
Вопрос о том, какой из видов социальных норм наиболее эффективен в регулировании социальных отношений, решается в зависимости от многих факторов. С одной стороны, в условиях мультикультурности расцветают такие формы нормирования совместной жизни, как обычное и автохтонное право, а с другой стороны, "обуздание" культурного плюрализма видится многими специалистами через укрепление государственного, "писаного права".

***

Сущность социальной жизни можно определить как обретение человеком своего бытия посредством бытия других людей. В этом смысле общение необходимо как для физического выживания человека, так ив качестве фактора его становления как человека. В общении происходит становление свободы, её проверка на зрелость и прочность. Развитие человека приводит к появлению новых форм социальной жизни, которые представляют собой как сочетание уже привычных способов объединения, так и появление принципиально новых. Закономерностью является постепенное ослабление жесткой необходимость общественных связей и переход к добровольным ассоциациям общинно-коммунитарного типа.
Теоретической реакцией на происходящие социокультурные изменения является активизация социально-философских и философско-правовых исследований, которые аккумулируют в себя большинство традиционных философских проблем. В рамках социальной философии и философии права в настоящее время происходит переосмысление оснований бытия человека, уточняются перспективы его дальнейшего развития.


Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон