Уровень субъективной реальности





Наряду с материальными объектами, бытие которых не зависит от воли и сознания людей, в мире присутствуют вещи, явления и процессы, порожденные людьми, являющиеся объективацией их сознания и воли. Они образуют уровень субъективной реальности бытия.
Главный признак субъективной реальности - её вторичный, производный характер. Это мир идеальных объектов, созданных людьми, являющихся воплощением их интеллекта, фантазии и воли. Идеальная природа субъективной реальности выражается в том, что входящие в неё объекты имеют значение не сами по себе, а лишь как представители, заменители, знаки другой, первичной реальности. Типичным примером субъективной реальности является культура - мир созданных людьми вещественных и духовных ценностей. В широком смысле слова культура - это все, что сотворено людьми: орудия труда, технологии, здания, книги, музыка, мораль, наука и т.д. В культуре воплощены определенные ценности, то есть то, что с точки зрения человека обладает смыслом и значением. Поэтому культуру иногда называют "второй природой", рукотворной реальностью, выступающей по отношению к людям в качестве силы, подобной той, что являет природа по отношению к живым существам.
Статус объективной реальности имеют не только продукты духовного творчества человека, - музыка, научные идеи, книги, живопись, - но и мир предметов и отношений, которые созданы для чего-то, являются вещественным выражением субъективных намерений. Немецкий философ Макс Вебер называл культуру "заколдованной" реальностью, имея в виду то, что за хитросплетениями и наслоениями социальных и культурных объектов сложно увидеть первичную реальность, те исходные ценности, идеи и принципы, которые лежат в основе социокультурного творчества. Поэтому созданная людьми реальность, выступает по отношению к ним же, как какая-то чуждая, извне им навязанная сила. Гегель и Маркс называли это явление "феноменом отчуждения".
По поводу природы субъективной реальности в современной философии нет однозначного решения. Часть философов, следуя заложенной Платоном традиции, утверждают, что идеальное присутствует в действительности в виде идеалов, эйдосов, идеальных моделей, которые являются своеобразной мерой реального. В качестве примеров таких идеальных объектов называют идеальный газ, идеальную геометрическую фигуру.14 Другие философы считают субъективную реальность исключительно социальным и культурным явлением, воплощенным в формах общественного сознания и в культурных ценностях.15 Согласно третьей позиции идеальное тесно связано с индивидуальной психикой человека и возникает при её взаимодействии с внешним миром.16

Поскольку люди живут по преимуществу в мире культуры и даже природа в современном мире приручена человеком, вовлечена в сферу его деятельности, то может сложиться впечатление, будто от объективной реальности ничего уже не осталось. Это впечатление неверно. Субъективная реальность - это не какой-то отдельный мир или фрагмент бытия, а характеристика бытийных объектов. Идеальные объекты могут обладать такой же объективностью, как и материальные, в том смысле, что они существуют и оказывают свое воздействие независимо от того, признаются они людьми или нет.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление