Абсолютное бытие как Материя





Материалистические учения исходят из того, что бытие есть материя, бесконечная в пространстве и вечная во времени, несотворимая и неуничтожимая, находящаяся в процессе непрерывной смены состояний и форм проявления. Сознание или разум появляются на определенном этапе развития мира как способность, предназначенная для самопознания материи. В отличие от объективного идеализма, утверждающего, что материальный мир есть инобытие идеи, материализм настаивает на диаметрально противоположной зависимости: идея вторичная по отношению к материи, является её отражением.
Абсолютный характер материального бытия означает, что оно закончено, самодостаточно, является причиной самого себя, то есть не нуждается для своего существования в чем-то внешнем по отношению к себе. Изменчивость и пространственно-временная конкретизация касается только единичных вещей и процессов, но не затрагивает бытие как таковое.
В истории философии материалистические концепции преобладали на стадии возникновения и оформления философского мировоззрения. Само слово "материя" взято из латинского языка (materia), куда его ввел Цицерон как перевод с греческого слова "hyle" - материя. Первые философы пытались объяснить единство мира наличием единого материального начала - воды, воздуха, огня. Материя в их понимании является тем, из чего все происходит, из чего все состоит и к чему все, в конечном счете, возвращается. Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в учениях Платона и Аристотеля, которые понимали материю как неоформленное небытие, чистую потенцию.
Основным недостатком большинства материалистических учений является то, что материя отождествлялась ими с конкретным веществом или энергией. Поэтому, по мере того, как знания о структуре материи изменялись, возникал кризис в философии, для которой материя ассоциировалась с чем-то определенным - водой, атомом, эфиром, электроном и т.д. Чтобы избежать подобных кризисов в материалистическом мировоззрении английский философ Джон Толанд в 18 столетии предложил определять материю не как что-то конкретное и чувственно воспринимаемое, а как всю реальность, независимую от человека. В начале 20 века В.И.Ленин сформулировал определение материи, ставшее классическим и признаваемое большинством философов-материалистов: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".11
Философский материализм тесно связан с естествознанием, в особенности с самой фундаментальной из наук о природе - физикой. Открытия в области физики элементарных частиц изменили классические представления о структуре материи, её закономерностях, свойствах пространства и времени. Однако они не затронули сущности философского материализма, то есть представлений о материи как объективной реальности.

Определенное бытие, его уровни и виды

Абсолютное бытие, являющееся по своей сути всеобъемлющей потенцией, обнаруживает себя через многообразие единичных вещей, явлений и процессов, помещенных в конкретное пространство и время и связанных друг с другом и с абсолютным бытием причинно-следственными связями. В этом многообразии определенного бытия выделяют уровни и виды.

Уровень бытия - это часть бытия, характеризующаяся особым типом объективности, который проявляется в том, как это бытие воспринимается человеком. Различают три уровня бытия:

* Уровень объективной реальности;
* Уровень субъективной реальности;
* Уровень трансцендентной реальности.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление