Теория познания Аристотеля




* Позиция Аристотеля по вопросам теории познания выработалась в ходе полемики с Платоном, направленной против "теории идей".
* Знание, по Аристотелю, имеет вторичный характер и зависит от объективного мира, являющегося объектом познания.
* Познание имеет 5 ступеней: ощущения; представления; опыт в связи с памятью; искусство; наука.
* Низшей ступенью познания являются ощущения, которые дают знание о единичных вещах. Истинное же знание о необходимом и всеобщем достигается наукой.

Логика и диалектика Аристотеля

Логика как философская наука о мышлении берет начало от логических работ Аристотеля: "Первой аналитики" и "Второй аналитики".
Исходным в логике выступает учение о понятии. Понятия есть обобщения с реальных вещей. Порядок вещей в природе - верховный закон для сочетания понятий в суждения. Суждения делятся по качеству, объему и модальности.
Аристотелю принадлежит авторство учения о силлогизмах как формах умозаключения. Способ соединения понятий в суждениях, входящих в силлогизм, называется фигурой силлогизма.
Индукцию Аристотель считал вспомогательным средством познания.
Задача доказательства как логической процедуры - подвести знания к обобщению, ибо только законченное знание является научным. Аристотель выделяет такие виды доказательств:

* Аподиктические.
* Строго научные.
* Диалектические.

Диалектика - вспомогательное средство научного познания. Она обобщает опыт спорящих сторон и точек зрения и делает вероятностные суждения доказанными.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление