Религиозный период в античной философии




(3 - 6 вв. н.э.)

Исторически этот период совпадает с поздним эллинизмом, когда стал очевидным закат античности и все явственней вырисовываются контуры нового христианского мировоззрения. Христианство было слабо в своей догматической части, нуждалось в философском и теологическом оформлении, прежде всего в том, что касалось идеи единого Бога - Творца. Предпосылки такой идеи сформировались уже в неопифагореизме, однако решающая роль в создании учения о едином Боге - Творце принадлежит Плотину, и в целом - философии неоплатоников.
Главное в содержании философии религиозного периода - обеспечение перехода от античного к средневековому христианскому мышлению. Он представлен неопифагореизмом, александрийско-иудейской философией и неоплатонизмом.

Нео-пифагореизм
* Представляет собой слияние платоновского учения об идеях с пифагорейским учением о числах и восточными религиозными учениями.
* Главное - учение о сверхсущем Едином, которое обосновывается с помощью методов математического символизма.
* Основные представители - Аполлоний Тианский, Нумений, Модерат.

Александрийско-иудейская философия
* Возникла в результате синтеза неопифагореизма, платонизма, аристотелизма, стоицизма и иудаизма.
* В центре внимания находится учение о сверхсущем Едином, которое выше любого единства, и является истинно сущим.
* Мир представляется как материя, злой принцип. Взаимоотношения Бога и мира происходит через совокупность сил, названных Логосом.
* Главные представители: Филон Александрийский, Симплиций, Гермий, Аммоний.

Нео-платонизм

* Возник из слияния платонизма с пифагореизмом, перипатетизмом, стоическими учениями и восточными учениями.
* Бог есть полностью Трансцендентная сущность. Мир выводится из Бога и может быть сведен к нему.
* Мир происходит путем эманации божественного в силу переполнения Бога энергией. При этом сам Бог ничего не теряет и не приобретает.
* Бытие имеет иерархическое строение: во главе его стоит сверх-сущее единое Благо;
* Основные представители: Плотин, Ямвлих, Порфирий.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление