Черты русской философии




* Неразрывная связь философии с православной религиозной традицией.
* Более позднее, чем на Западе, конституирование философии в самостоятельное знание.
* Второстепенность гносеологических проблем перед онтологическими. Критика "логоцентризма" в теории познания, стремление выработать идеал цельного, непосредственного познания.
* Интерес к проблемам философии истории.
* Отчётливо выраженное доминирование моральной установки, стремление включить нравственность в число критериев познания и практики.
* Критика западной культуры и западной философии за их одностороннюю, рационалистическую ориентацию.

Периодизация истории русской философии

В истории русской философии выделяют следующие этапы:

* Становление русской философии (философский пролог) - X-XVIII века.
* Философия русского Просвещения - конец XVIII - начало XIX века.
* Формирование славянофильства и западничества в русской философии - 30-50-е годы XIX века.
* Философия русского политического радикализма - 50-70-е годы XIX века.
* Систематический период - конец XIX - начало XX века.
* Философия русского зарубежья - 20-40-е годы XX века.
* Современная русская философия.

Начальный период в русской философии

Начало философии в России трудно зафиксировать, потому что она не имеет такой чёткой выраженной формы, как западная философия. Принято считать, что элементы философской мысли наличествуют уже в труде митрополита Илариона "Слово о законе и благодати" (X век), в котором предпринята попытка философской рефлексии по поводу предназначения Руси, роли Православия в её жизни. В формировании русской философии, характерной чертой которой является осмысление сущности Православия, большую роль сыграла Византия и традиции восточного неоплатонизма.
Значительным событием в период становления предмета и проблематики русской философии является полемика между "иосифлянами" и "нестяжателями", развернувшаяся в XV-XVI веке и затронувшая не только догматические и организационные проблемы православной религии и церкви, но и собственно философские вопросы. "Нестяжатели", духовным лидером которых был Нил Сорский, выступали против участия церкви в мирских делах, занятий хозяйственной деятельностью и призывали монахов и иерархов сосредоточиться на духовной работе, выполнять роль духовных пастырей. Суть философии "нестяжательства" - исихазм, то есть уединенное и молчаливое мистическое созерцание божественных откровений. "Иосифляне" - сторонники Иосифа Волоцкого - напротив, выступали за активное участие церкви в политике, упор делали не на тихом созерцании Бога, а на внешнем благочестии. Этот спор закончился победой иосифлян.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление


Яркая широкоформатная печать в Сочи