"Франкфуртская" школа социальных исследований




Название это течение получило от города, в котором в 30-е годы образовался Институт социальных исследований, разрабатывающий критическую теорию общества. У истоков школы стояли Марк Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе.
Собственно марксистским можно считать лишь начальный этап деятельности школы. Для неё была характерна установка на исследование производственных отношений, экономических детерминант политических процессов и институтов. "Критической" теория Франкфуртской школы является из-за того, что она не анализирует фактически данные условия и отношения, не пытается их репродуцировать, а "просвечивает" всё сквозь призму категории противоречия. Философы Франфуртской школы, в полном соответствии марксизму, признавали объективность общественных закономерностей, критиковали товарный фетишизма. Особое внимание в первый период деятельности школы уделялось анализу типов социальности.
Во второй период деятельности Франкфуртской школы появляются работы, в которых социализм и капитализм рассматриваются в перспективе принципа рациональности, - общего для этих систем. На первый план здесь выдвигается понятие господства и делается попытка сблизить Маркса и Вебера. Т.Адорно в книге "Негативная диалектика" утверждал, что острие критики должно быть направлено против понятия тотальности, в котором совпадают противоположности и достигается тождество. Он превозносит пространство, свободное от тождества и характеризующееся противоречивостью.
Один из ведущих философов современности, - Юрген Хабермас, - в молодые годы активно участвовал в деятельности Франкфуртской школы, разработал теорию "коммуникативного действия", в которой переориентировал рациональность с отношения "человек-природа" на отношение "человек-человек".
В 70-е годы ХХ века Франкфуртская школа прекратила свое существование.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление