О возможности создания искусственного сознания





В середине ХХ столетия классическая философская традиция изучения сознания, для которой незыблемым было утверждение о неразрывности человека и сознания, была потеснена исследовательскими стратегиями, в основе которых лежит убеждение в возможности создания искусственного интеллекта, сопоставимого с человеческим сознанием. Корни такого инструменталистского подхода к пониманию сознания лежат в механистической философии Нового времени, считающей сознание "центром управления" человеком, своего рода вычислительной машиной. Современные достижения в области нейрофизиологии, математической логики и кибернетики позволили создать технические устройства, способные выполнять сложные интеллектуальные задачи - извлекать и преобразовывать информацию, распознавать образы, вычислять и координировать операции.
Каждый день приносит сообщения об успехах в области компьютерных технологий. Подтверждением того, что искусственный интеллект может вполне соперничать с человеческим разумом, считают результаты периодически организуемых шахматных поединков между лучшими гроссмейстерами мира и компьютерами. Осенью 2002 года турнир между Владимиром Крамником и программой Deep Fritz закончилась вничью. В феврале и в ноябре 2003 года Гарри Каспаров также, с большим трудом, свел вничью матч с компьютерными программами Deep Junio и Deep Fritz -2. По словам шахматиста, компьютер извлекает выгоду из малейших ошибок человека, но ответных просчетов, на которые можно надеяться при игре с живым человеком, не допускает. И в то же время, компьютер пасует перед нестандартными ходами и решениями человека.
Представители инструменталистского подхода к пониманию природы сознания исходят из убеждения, что разум функционирует как цифровая вычислительная машина, а эмоции, чувства и волю также можно свести к переработке информации. Норберт Винер - один из основателей кибернетики - определял кибернетику как науку об управлении и связи, а интеллект - как единый закон природы, действующий в животном, человеке и машине. С позиций кибернетики сознательная деятельность рассматривается как динамическая система с обратной связью, целью которой является достижение равновесия. Она осуществляется на основе обучения, адаптации к среде и переработки информации. На основе такой модели универсального интеллекта были созданы многие программы, в том числе программа машинного перевода.
Однако, несмотря на все успехи в деле "компьютеризации" нашей жизни, создать сознание в принципе невозможно, ибо носителем сознания может быть только человек. А "искусственное сознание" может быть только у машины. Человек имеет свободную волю, которая не может быть исчислена и заложена в программу. Человек обладает неявным, скрытым, интуитивным знанием, а машина - нет. Человек может ошибаться, а машина - в принципе - нет. Нейрофизиологические процессы, происходящие в мозге, можно смоделировать, однако сознание не тождественно нейрофизиологической деятельности мозга.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление