Готфрид Лейбниц




(1646 - 1716)

Известен не только как великий философ, создавший систему "монадологии", но и как талантливый математик, физик, лингвист. Основные работы: "Новые опыты о человеческом разуме", "Теодицея", "Монадология". Главное в философии Лейбница - его концепция субстанции и учение о методе. Ему принадлежит также и оригинальное решение проблемы теодицеи.

Монадология Лейбница
В отличие от Спинозы, он признавал не одну, а множество субстанций. Все они равноправны и не находятся в отношениях иерархии. Субстанции называются монадами. Они не возникают и не исчезают, то есть вечны. Сущность монад составляет их активность и стремление к перемене места. Жизнь монад - не только в деятельности, но и в сознании. Не существует абсолютно одинаковых монад. Каждая из них уникальна, но в то же похожа на другие. Каждая монада - замкнутый космос, она самодостаточна, не имеет "окон" и не нуждается в общении с другими. Совокупность монад напоминает республику. Существует три рода монад: принадлежащие к неживой природе; обладающие ощущениями и созерцаниями; монады - души. Роль верховной монады, вносящей в мир монад гармонию и порядок, играет Бог. Эта гармония является предустановленной. Реальные связи и отношения мира по своей структуре тождественны логическим связям и отношениям.

Учение Лейбница о методе
Метод является дедуктивным и включает ряд принципов: всеобщих различий; тождественности неразличимых явлений; всеобщей непрерывности; монадической дискретности; полноты и совершенства; достаточного основания; всеобщей связи. Вопрос о взаимосвязи принципов метода в систему у Лейбница не решен.

Теодицея Лейбница
Основная проблема теодицеи - оправдание Бога в перспективе существования зла - ставится и решается в работе с одноименным названием. Рациональная теология у Лейбница призвана служить априорным основанием науки о нравственности. Вопрос об оправдании Бога решается в рамках естественной теологии. Зло допускается как необходимый негативный момент даже в совершеннейшем из возможных миров для того, чтобы оттенить, подчеркнуть добро. Для объяснения границ человеческой свободы воли вводится три вида необходимости: метафизическая; моральная; физическая. Человек несвободен только по отношению к метафизической необходимости. В двух других случаях он имеет право на выбор.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление