Эпоха Просвещения в Англии




Эпоха Просвещения в Англии характеризовалась развитием и распространением естественных наук, преобладанием материалистических тенденций в философии, умеренной критикой религии и церкви. В отличии от Франции, где Просвещение предшествовало политической революции, здесь все было наоборот : вначале произошла революция, а затем наступила эпоха Просвещения. Она представлена такими персоналиями и школами, как Джон Локк, деизм, спиритуализм Дж.Беркли, скептицизм Д.Юма, философия шотландской школы.

Сенсуализм Джона Локка
(1624-1704 гг.)

Автор сенсуалистической теории познания, суть которой состоит в том, что человеческие чувства объявляются источником истинного знания. "В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах". Человеческая память сравнивается с чистой доской, на которую в течении жизни наносятся письмена знаний. Никаких врожденных идей не существует. Опыт, из которого мы черпаем знания, бывает внешний и внутренний. Объект внешнего опыта - внешний мир, а объект внутреннего опыта - деятельность самой души.
Идеи, получаемые в результате знания, Локк делит на простые и сложные. Простые идеи получаются при помощи одного чувства и отличаются простотой и ясностью. К ним относятся, к примеру, идея тепла, света, черного и т.п. Простые идеи получаются пассивной деятельностью, называемой созерцанием. Сложные идеи получаются через сравнение, наблюдение, соединение простых идей. Локк различает три класса сложных вещей : модусы; субстанции; отношения.
Будучи человеком верующим, он пытался примирить веру в откровение и требования разума.
В вопросе об универсалиях стоял на позиции концептуализма. Познание делил на: интуитивное (познание самоочевидных истин); демонстративное (положения математики, этики, бытия Бога) и сенситивное (существование единичных вещей).
Политическая концепция Локка признает, что государство не полностью монополизирует право решать судьбу народа и допускает право народа восставать против власти, если она не выполняет своих обязанностей.

Деизм в философии английского Просвещения

Деизм есть характерная для Просвещения попытка компромисса между религией и философией. Бог, сотворив мир, не принимает в его делах никакого участия. Деисты призывали к естественной философской религии в противовес вере в откровение. Главные представители: Дж.Толанд, И.Ньютон, А.Шефтсбери.

Джон Толанд (1670-1722)
Продолжил линию Локка в философии и представлял деизм с материалистической позиции. Дал определение материи, близкое диалектическому материализму. Материя, существуя объективно, обладает атрибутами движения, пространства и времени. Деизм Толанда проявился в решении вопроса о том, создан ли мир Богом или существует вечно. Он допускает сотворенность материи, но в книге "Христианство без тайн" критикует религию за мистицизм и иррационализм.

Исаак Ньютон
(1643-1727)

Более известен как математик и физик, создатель классической механики. Основной труд "Математические начала натуральной философии". В нем с позиций материализма формулируются понятия и законы механики, подводится теоретическая основа под опытные данные. Механика Ньютона - это образец теории, полученной путем дедуктивного вывода. Он противопоставлял естественно - научное знание натурфилософским спекуляциям и в этих целях предложил структуру научного метода : законы и понятия устанавливаются через эмпирическую индукцию и служат фундаментом науки. Затем эти законы и принципы математически и символически выражаются и разворачиваются в научную систему через раскрытие исходных априорных допущений с помощью дедукции. Гипотеза как вероятностное знание допускается, но имеет второстепенное значение.
На основе механики Ньютона была создана новая картина мира, названная механистической. Деизм позиции Ньютона состоит в том, что у него материя не имеет самостоятельного источника развития, и, поэтому, нуждается в первотолчке, который дает Бог. Пространство и время отделяются от материи и объявляются самостоятельными сущностями.

Энтони Шефтсбери (1671-1713)
Его деизм носит не научный, а этико-эстетический оттенок. Основная работа "Характеристика людей, нравов, мнений, времен". В ней постулируется и разъясняется принцип единства добра и красоты. Главные признаки красоты - соразмерность и пропорциональность. В человеке уживаются эгоистические и альтруистические влечения, но только последним принадлежит ведущая роль в нравственной жизни. Способность человека контролировать эгоистические и природные влечения говорит о наличии у него развитого морального чувства. Нравственность человека вытекает из его природы и автономна от влияния извне, однако тренировать нравственное чувство нужно. Поэтому нравственность не зависит от Бога. Но одновременно Шефтсбери утверждает, что именно Бог является источником всего прекрасного, как великий художник, создавший такую прекрасную Вселенную. В этом состоит деизм философии Шефтсбери.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление


7ZZ team - разработчики 5CMS дополнительный функционал и плагины для 5CMS