Центральная проблема западной философии




Это период в истории философии, с 17-го по середину 19-го столетия, в течении которого получила классическую формулировку и решение центральная проблема западной философии - проблема тождества бытия и мышления. Новое время прошло под знаменем торжества рационального дискурса. Поскольку монополией на него обладала и обладает наука, то философия Нового времени может быть понята только как рефлексия над основаниями научного знания. Философия пыталась выяснить, насколько оправданы попытки науки стать господствующим мировоззрением и потеснить религию, искусство и саму философию. В литературе этот период называют иногда "эпохой модерна".

Корни философии Нового времени
* Формирование капиталистических производственных отношений.
* Появление и развитие новой социальной структуры, связанной с новым способом производства.
* Секуляризация общественной и частной жизни.
* Пантеистические тенденции в философии позднего средневековья и Возрождения.
* Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.

Черты философии Нового времени
* Преобладание гносеологической проблематики над онтологической.
* Отчетливо выраженный интерес к методологии научного познания.
* Рационализм и антропоцентризм как основания философствования.
* Просветительская направленность.
* Критика религии и теологии.

Основные проблемы философии Нового времени
* Условия и границы обыденного, научного и философского познания.
* Проблема истины в познании.
* Чувственное и рациональное познание, их соотношение
* Природа методов научного познания.
* Классификация наук.
* Соотношение единого и многого в субстанции.
* Природа государства и права.
* Влияние культуры на развитие человека Культурное и природное в человеке.

Наиболее значительные направления и школы в философии Нового времени

Английский естественнонаучный материализм 17 в.
Французская рационалистическая философия 17 в.
Философия Просвещения в Англии в 17-18 вв.
Философия Просвещения во Франции в 17-18 вв.
Философия Просвещения в Германии и Голландии в 7-18 вв.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление