Человечество в XXI веке: необходимость новой цивилизационной парадигмы





И все же рецепты, предлагаемые в рамках коммунитарной модели, недостаточны для преодоления глобального экологического кризиса. Коммунитаризм эффективен для решения проблем внутри большого общества и государства, но выработка общечеловеческой стратегии требует универсальных подходов, выработки единого миропонимания.
К многообразию цивилизаций можно относиться по разному. Эволюционная теория утверждает, что разнообразие является положительным фактом и благотворно влияет на человечество как единую живую систему. В то же время, сосуществование различных культур может превратиться в противостояние и привести, в конце концов, к реальному, а не идеологическому "концу истории". Чтобы этого не произошло, мир нуждается в выработке единой стратегии развития. Ведь несмотря на цивилизационные различия, человечество к концу XX столетия представляет единую ойкумену, занимает одну экологическую нишу, стремительно сужающуюся из-за безответственного поведения людей. Международный институт жизни (Institut de la Vie) в своих обзорах продемонстрировал, что практически любая форма научно-технической деятельности, если она осуществляется без достаточного контроля со стороны общественности, грозит катастрофическими последствиями.
С особой остротой встают проблемы различия уровней жизни "Север - Юг", которые принципиально неразрешимы в рамках существующего общественного сознания, в рамках современных цивилизационных парадигм. Как уже говорилось выше, прошедшие в Рио-де-Жанейро и Нью-Йорке Специальные сессии ГА ООН не смогли привести к выработке решений, способных кардинально изменить экологическую обстановку на Земле и снизить риск вселенской катастрофы. Более этого, на этих форумах сформировалась опасная иллюзия, будто можно с помощью набора технико-экономических и политико-правовых решений разрешить глобальную экологическую проблему. Наиболее ярко эта иллюзия представлена в концепции "устойчивого развития".
Бесперспективность идеи устойчивого (регулируемого) развития заключается в игнорировании того факта, что одной из важнейших причин современных цивилизационных противостояний являются процессы модернизации, приведшие к созданию и распространению экономических, политических и социальных стандартов, которые и вызвали глобальный экологический кризис. В рамках парадигмы устойчивого развития продолжает углубляться весь комплекс противоречий современной цивилизации. Ведь экологическая "ниша", в которой обитает нынешнее человечество - одна для всех. Её сужение означает необходимость выработки принципиально новых правил сосуществования, принятия новой цивилизационной стратегии. Поэтому есть все основания говорить о необходимости принятия во внимание "экологического императива", - совокупности свойств окружающей среды, изменение которых человеком недопустимо ни при каких условиях.73
Принятие экологического императива необходимо еще и потому, что в настоящее время надежды на естественную, стихийную адаптацию человеческой цивилизации к естественным условиям своего обитания иллюзорны и опасны. Возникают и множатся типы конфликтов, попытки разрешения которых старыми методами, могут привести к катастрофе. Если не будут найдены новые способы воздействия человека на природу, на самого себя, если не будет перестроена система взаимоотношений между государствами и цивилизациями, гибель человечества неминуема. И выход видится не на пути "устойчивого" развития, а на пути формирования нового миропонимания, важнейшей составной частью которого является нравственный императив, коренным образом меняющий отношения между людьми и отношения между человечеством и природой.
Переустройство экологической ниши обитания человека должно начинаться с осознание того факта, что существующих природных ресурсов недостаточно для того, чтобы поддерживать стандарты жизни, достигнутые в странах Западной и Северной Европы и Северной Америки. Не говоря уже о том, чтобы сделать эти стандарты стандартами для всего народонаселения мира. Что будет, если каждому жителю Земли предоставить уровень жизни, типичный для "среднего" американца: отдельный дом, напичканный всеми мыслимыми электроприборами, автомобиль (а то и два) на семью, набор продуктов питания из сотни наименований, возможность комфортного проведения досуга и т.д.? В сотни раз придется увеличить добычу полезных ископаемых, производство промышленной продукции и продуктов питания, выработку электроэнергии. И в самое ближайшее время, уже при жизни одного поколения, наступит предел.
Из этой ситуации видятся два выхода. Один из них состоит в том, чтобы не допустить снижения достигнутых стандартов уровня жизни. Для этого численность населения Земли должна быть оптимизирована. Теоретически эта численность обосновывается в концепции "золотого миллиарда", где оптимальной цифрой считается один миллиард человек. Естественно, этот миллиард должны составить жители развитых стран Севера, а неразвитый Юг должен постепенно исчезнуть. Разумеется, это не произойдет спонтанно, а предполагает длительную борьбу за ресурсы, за политическую и военную гегемонию в мире. Эта борьба уже ведется, но даже на начальном этапе видна её бесперспективность. Другой выход видят в снижении "планки" потребления, с тем, чтобы сделать стандарты жизни, достигнутые в развитых странах, гораздо скромнее.
Разумность второго пути очевидна, однако пока нет никаких причин надеяться на то, что американцы, немцы, шведы, французы и другие обитатели современного западного "рая" добровольно согласятся на лишения и ограничения. Для них подобные изменения означает ухудшение, деградацию, регресс. И дело не только в связанных с указанными лишениями физических страданиях. С принятием стратегии ограничения потребления рушится система жизненных ценностей западного человека, непременными составляющими которой является активная жизненная позиция, работа, благополучие, успех, признание со стороны окружающих и т.п. "Быть человеком" в системе западных ценностей - значит обладать вышеуказанным набором достоинств. Поэтому выработка нового миропонимания предполагает глубокие качественные изменения индивидуального и общественного сознания, переориентацию человека на иную систему ценностей.
Материальным ценностям, заставляющим людей расходовать свою жизненную энергию на покорение окружающей природы, превращающееся впоследствии в её уничтожение, может противостоять, в качестве единственной альтернативы, только система духовных ценностей. Её составляющими видятся: приоритет нравственности над политикой и экономикой; чувство личной ответственности за результаты общего дела; разумный аскетизм; усиленный эстетизм и морализм; развитое экологическое сознание.

***

Таким образом, развитие человечества в XXI веке возможно только по пути коэволюции биосферы и общества, то есть совместного их развития как необходимого условия сохранения человека на Земле. Результатом этой коэволюции должно стать наступление эпохи ноосферы, в которой будет достигнуто равновесие Природы и Человека.
Особое место в этой перспективе принадлежит России. Система её традиционных ценностей носит исключительно духовный характер и показала свою действенность в течении тысячелетия, помогая России восставать из руин, возрождаться после веков внешнего угнетения и внутреннего деспотизма. Россия является евразийской державой, аккумулирующей опыт двух противоположных типов культуры. В ней, как в плавильном тигле исчезают, примиряются цивилизационные различия; она имеет тысячелетний опытом совместной жизни с мусульманским Югом; наконец, имея на вооружении ядерное оружие, Россия способна оказывать сдерживающее влияние в конфликтных ситуациях. Кроме того, наша страна обладает несметными запасами полезных ископаемых, что вкупе с указанными выше факторами дают ей возможность сыграть выдающуюся роль в установлении нового равновесия человечества и природы.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление