Все виды и способы познания





Все охарактеризованные выше виды и способы познания представляют собой человеческую деятельность по приобретению знаний, в ходе которой субъекту познания необходимо осуществить ряд процедур, включающих в себя чувственное восприятие объекта, его рациональное осмысление и проверку результатов на истинность. В научном познании все эти процедуры находятся под постоянным контролем ученых, которые активно влияют на исследование через выбор методологии, эксперимент и другие процедуры. Все сказанное означает, что процесс познания не является одномоментным и опосредован множеством необходимых ступеней, этапов, звеньев, которые представляются необходимыми для достижения познавательных целей.
Вместе с тем, с древних времен существует убеждение в возможности непосредственного знания, то есть такого, которое приобретается не через чувственные восприятия и не путем размышлений, а представляет собой прямое переживание действительности, развивающееся внутри человека. Примерами такого знания считаются религиозное откровение, посещаемое религиозных истово верующих людей, мистическое озарение, которое испытывают экзальтированные люди во время различных культовых действий, художественная интуиция, проявляющаяся в особой восприимчивости художественно одаренных натур, позволяющей им видеть и переживать то, что недоступно простым смертным. Особенностью непосредственного знания является то, что оно как бы прямо "дается" человеку соответствующим объектом и сознательно не обосновывается, не проверяется и не оценивается тем, кто его получает. В философии проблема непосредственного знания стала предметом серьезного рассмотрения еще со времен Платона, а после того, как ряд выдающихся ученых свидетельствовали, что их открытия были результатом интуитивного озарения, напоминавшего вспышку молнии, в свете которой они увидели истину, исследованием интуиции занялись и методологи науки. В настоящее время признано, что процесс научного познания не всегда осуществляется в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Часто субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например, во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого. Особенно велика роль интуиции в ситуациях, когда наличных знаний и приемов познания недостаточно для проникновения в существо проблемы. Интуиция в этих случаях представляет несознаваемую человеком работу мысли, которая вбирает в себя весь массив знаний и опыта, которым обладает данный человек. Интуитивное озарение посещает только подготовленные умы. Велика роль интуиции в художественном освоении действительности. Но как бы высоко ни оценивалась интуиция в научном познании, её в любом случае недостаточно для того, чтобы убедить научное сообщество в истинности полученных посредством неё результатов. Для этого необходимо теоретическое доказательство и проверка через практику.

***

Получение знаний о мире - обязательное условие бытия в мире. Это утверждение справедливо в отношении всех живых существ, но применительно к человеку оно требует существенного дополнения: познание внешнего мира для него непосредственно связано с самопознанием. В процессе все расширяющегося и углубляющегося познания мира, люди познают самих себя, получают, уточняют, а то и меняют представления о смысле своего пребывания в мире. Это, в свою очередь, делает процесс познания все более осмысленным, все возрастающее значение в нем приобретают нравственные императивы, табуирующие некоторые направления познавательной деятельности и поощряющие другие.
Человеческое познание имеет сложную структуру, включающую в себя различные механизмы, уровни, виды и способы получения знаний. Только все вместе, в целостности, они дает максимально возможное на данный момент времени знание о мире. По отдельности же каждый уровень и вид познания может предложить картину действительности, ограниченную его целями и средствами познания.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление