Русская философия на исходе XX столетия





После краха коммунистической идеи и распада СССР, прекратила своё существование, в качестве государственной, и марксистско-ленинская философия. Актуальным стал вопрос об адекватной её замене. Спор о том, "какая нам нужна философия", развивался в контексте рассуждений о новых идеологических и мировоззренческих ориентирах. Вновь, как в начале XIX века, обострился спор между "новыми" западниками и неославянофилами. Аргументы, используемые в этом споре, существенных изменений не претерпели. Главные вопросы: "Что такое Россия"? "Каково её место в мире"? "Имеет ли она признаки мессианского толка"? "Как должны взаимодействовать современная Россия и современный Запад"?
В середине 90-х годов, как со стороны западных, так и со стороны российских философов прозвучала мысль о необходимость и возможности компаративистского подхода к философии. Русской философии в нём отводится значительная роль.

***

Предпринятый историко-философский обзор основных явлений философской мысли за три последних тысячелетия подтверждает высказанную во введении мысль о единстве сущности философского знания и многообразии форм его проявления. Во все исторические эпохи и в любой культуре философия выступала в качестве одного из способов обретения коллективной и индивидуальной идентичности. При этом форма философствования зависела от своеобразия культуры, её истории, религии, социальной структуры общества, географических и антропологических особенностей факторов.
История философии подчиняется строгим закономерностям и представляет собой непрерывный процесс развития философского знания в направлении приближения к разрешению основного вопроса философии - тождества мышления и бытия, субъекта и объекта. Эта задача во многом напоминает "Сизифову работу", ибо каждое время имеет свои специфические конституирующие принципы, на познание которых и ориентируется философия. История философии развивается параллельно с историей общества и человека. Если уместно говорить о завершении философской истории, то только в контексте рассуждений о завершении человеческой истории.
Изучение истории философии - самый эффективный способ приобщения к философской культуре. Любая философская проблема имеет историческое измерение, связана с конкретными мыслителями, которые её формулировали и решали. Сопоставление способов постановки и разрешения философских вопросов в различных философских системах позволяет выявить специфику национального мышления, его связь с культурным контекстом.
История философии демонстрирует процесс постепенного сближения философских культур. Это сближение осуществляется не через включение одной философии в другую, "более совершенную", а путем объединения возможностей различных типов философии в решении актуальных философских проблем.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление