Развитие марксистской философии в работах соратников и учеников Маркса и Энгельса




Уже во время жизни и деятельности Маркса и Энгельса их учение получило признание и в среде профессиональных философов, и у почитателей, не имеющих прямого отношения к философии. Главная особенность марксизма в том, что он претендовал на роль идеологии рабочего класса, самого передового, по мнению Маркса и Энгельса, класса эпохи капиталистического способа производства. Философская составляющая идеологии марксизма представляет собой наиболее сложную часть, и поэтому пропаганда и распространение её были сопряжены с известными трудностями. Энгельс, признавая реальность этой проблемы, даже написал специально для популяризации марксистской философии работу "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии". Однако основную нагрузку по распространению марксистской философии приняли на себя ученики и последователи Маркса и Энгельса. Основное направление их исследовательской и пропагандистской работы состояло в прояснении наиболее сложных теоретических вопросов марксистской философии, а также в экспликации моментов, скрыто, имманентно присутствующих в трудах классиков. Очень важной частью деятельности последователей Маркса и Энгельса было издание трудов классиков марксизма, систематизация оставшегося после них эпистолярного наследия. В XIX - начале XX века наиболее известными теоретиками марксизма были: И.Дицген, Ф.Меринг, К.Каутский, Ж.Герд, П.Лафарг, Лабриола, Г.В.Плеханов.

Иосиф Дицген (1828-1888)
Основные работы: "Сущность головной работы человека" (1869); "Аквизит философии" (1888). Испытал влияние материализма Фейербаха. Предметом философии считал материальный мир как целое. В центре внимания - проблемы теории познания, ибо только через их решение возможно понимание и решение социально - экономически проблем. Философские работы Дицгена отличает примитивизм, склонность к релятивизму в понимании истины. Большое внимание он уделял вопросу связи мышления и мозга.

Франц Меринг
(1846-1919)
Много сделал для пропаганды и изучения наследия Маркса и Энгельса, издания работ и писем классиков. В работах: "Легенда о Лессинге" и "Об историческом материализме" развил центральные идеи материалистического понимания истории, прояснил позицию марксизма по отношению к религии, морали, праву. Написал ряд историко-философских статей, в которых проследил эволюцию материалистической философии на пути к диалектическому материализму. Но интерпретация Мерингом марксизма была сопряжена с его упрощением, пониманием ключевых моментов диалектики как логики и теории познания.

Карл Каутский
(1854-1938)
Не все его творчество является марксистским, однако, примкнув на непродолжительное время к марксизму, он написал ряд блестящих работ, существенно повысивших популярность марксисткой философии, ее теоретический статус. Это, прежде всего: "Экономическое учение Карла Маркса", "Томас Мор и его утопия", "Материалистическое понимание истории". Защищая исторический материализм от искажения его в экономическом детерминизме, допускал возможность определяющей роли идеальных факторов, в частности религиозных. Был близок к "теории факторов" в объяснении истории. После Октябрьской революции в России, разочаровался в марксизме, перешел на позиции его критиков.

Поль Лафарг
(1842-1911)
Был женат на дочери Маркса Лауре. Основная философская работа: "Экономический детерминизм Карла Маркса". Особое внимание уделял критике попыток отождествления философии марксизма с гегелевской диалектикой, отвергал идею Бернштейна соединить марксизм с кантианством. Исследовал природу и структуру надстроечных отношений и институтов.

Георгий Валентинович Плеханов
1856-1918

Был первым теоретиком и популяризатором марксизма в России. Стоял у истоков марксистской политической организации "Группа освобождения труда". Наиболее значимыми работами Плеханова по философии являются: "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", "О материалистическом понимании истории", "К вопросу о роли личности в истории". Плеханов перевел на русский язык "Манифест коммунистической партии", "Тезисы о Фейербахе", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии".
Изучение марксистской философии Плеханов считал не самоцелью, а средством для партийного строительства и политической борьбы. Называл ее "алгеброй революции", подчеркивал выдающуюся роль философии в преобразовании общества.
Особую ценность представляют работы Плеханова по историческому материализму. Он развил учение Маркса и Энгельса о роли личности в истории, освободил его от младогегельянской и вульгарно - экономической интерпретации. Личность, по мнению Плеханова, способна лишь несколько видоизменить "физиономию" исторического процесса, но не может существенно повлиять на него. Великие личности стали таковыми потому, что "угадали" логику объективной истории. С последовательно марксистских позиций Плеханов прояснил диалектику базиса и надстройки.
Впервые в марксизме Плеханов специально проанализировал проблемы эстетики, доказал связь эстетического отражения с практической деятельностью, подверг критике "биологизаторскую" концепцию искусства. Ему принадлежат работы по теории истории философии, в которых акцентируется внимание на закономерном развитии философского знания.
Несмотря на разногласия с большевиками по вопросам политической стратегии и тактики, последние высоко оценивали Плеханова как философа.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление