1

Тема: 6. Познание

Я по отношению к тебе как ведро к чашке: могу «влить» гораздо больше знаний и информации, чем ты способен принять. Поэтому твоя задача – расширять сознание, свою «чашу», чтобы она вмещала всё больше. В этом состоят главные труд и задача человека.

Ты правильно ставишь вопросы о соотнесении добра и зла и путях борьбы человека. «Борясь» со злом и «делая» добро, он часто сам творит зло, не догадываясь об этом.

Обычно мы реагируем на возникающие события, создаваемые прежде всего действиями других людей, активно, своими эмоциями и поведением. Однако любые наши поступки неизбежно порождают встречные реакции окружающих и внешнего мира и становятся основаниями новых жизненных ситуаций, на которые нам снова приходится отвечать, хотим мы того или нет.

Ответственность эта распространяется не только на людей, порождающих цепи взаимозависимых событий, но также на членов их семей и отдалённых потомков. Вместе с тем возможен иной тип реагирований – пассивный, связанный с изменением внутренних отношений, с познанием человеком глубинных факторов происходящих явлений бытия, своих реакций на них и возможных их последствий.

Очень непросто понять и принять, что случайностей не бывает, что каждая из них есть неизбежный результат деяний людей и неведомых им законов. И что любые ситуации, испытания, трудности и тяготы, в том числе «ужасные и нестерпимые»,– благи, так как позволяют человеку изжить исходные кармические причины их возникновений.

Они могут и должны стать побудительными мотивами для рассмотрения жизни и себя в ней с иных позиций и изменения своих отношений (в идеале надо научиться относится к происходящему «никак», не создавая положительных обратных связей). И тем самым – поводами к самоконтролю, управлению эмоциями (в том числе страхами), желаниями, мыслями, поведением. Такая пассивная реакция есть главная составляющая самопознания.

Познание является целью, средством и смыслом существования человека. Постичь себя и мир он может только в жизни и лишь через отношения к ней и к другим людям. А бегство от неё (в том числе в пу̀стыни, монастыри и пр.) всегда остаётся бегством и есть проявление страха и слабости.

Нельзя стать сильным, избегая опасностей. В этом заключается главный смысл борьбы – не с кем-то и чем-то, но с собой, своими страхами и слабостями. А подспорьем оказываются знания, вера и любовь. Единственный истинный Путь идёт через познание и изменение себя, а все остальные, связанные с воздействиями на других людей и изменениями внешних обстоятельств, ведут в тупики.

Величие Учителей состоит в том, что они, понимая причины страданий людей, предвидя негативные последствия их эгоистичных поступков, сочувствуя им и тем самым принимая на себя часть их бремени, не вмешивались в свободу их выбора. Такое отношение к людям – пожелание благ, часто мысленное, иногда облекаемое в форму содержащихся в притчах намеков-указаний, – было самым главным и ценным, что можно было для них сделать.

Сострадание есть вечная плата за знание, открытое и чистое сердце, за невозможность помочь, пройти за других предназначенные им пути испытаний. Видеть чужие ошибки и не иметь права вмешаться, даже подсказать, так как эти слова не поймут или неверно истолкуют, – что может быть горше и тяжелее?! «Великое знание порождает великую скорбь».

https://dzen.ru/media/id/6308b032ba429d3b1a3e74cb/6-poznanie-637b198ebdeb252912044554