Социальные изменения





Общество не является чем-то застывшим, имеющим одну и ту же форму и состав. В течение времени изменяется как внутренняя его структура, так и внешние формы. Общественные изменения происходят под давлением объективных факторов, прежде всего связанных с логикой материального производства. К примеру, рост народонаселения делает необходимым увеличение производства жизненно важных благ, однако сложившиеся производственные отношения не дают возможности осуществить это увеличение. Из сложившейся ситуации есть два выхода: или формируются новые социально-экономические отношения, более совершенные, чем прежние, или общество деградирует и, в конце концов, гибнет. Чаще всего инстинкт самосохранения, помноженный на волю людей, одерживает верх над катастрофическими тенденциями. Другой пример: общество оказывается перед угрозой завоевания со стороны агрессивных соседей, претендующих на его территорию, природные и людские ресурсы. Если оно не преодолеет внутренние противоречия, не станет более справедливым и солидарным, его шансы на сохранение - минимальны.
Можно, таким образом, утверждать, что в основе общественных изменений лежат объективные причины, а движущими силами этих изменений выступают люди. Общество является способом человеческого бытия, той средой, где только и возможно возникновение и развития человека. С одной стороны, как и любая среда, общество оказывает формирующее воздействие на людей, но с другой стороны, люди сами активно и осознанно участвуют в социальном строительстве и создают общественные формы с учетом своих интересов и ценностных установок.
Типы изменений разнообразны и зависят от того, какие элементы общества в них вовлечены. В частности, изменениям могут подвергаться:

* Состав общества (распад в результате гражданской войны, депопуляция, вызванная голодом, эпидемиями, стихийными катастрофами).
* Структура (между социальными группами возникает неравенство; появляются новые центры власти; устанавливаются корпоративные или конкурентные связи).
* Функции (государство "уходит" из управления экономикой; происходит децентрализация управления высшими учебными заведениями; снижается роль церкви).
* Отношения между подсистемами (повышается роль духовной сферы, политика начинает определять экономику).
* Окружение (ухудшение экологии, различные природные катаклизмы, эпидемия СПИДа).

Когда социальные изменения не затрагивают целостности общества, а влекут за собой частные, ограниченные метаморфозы, то такие изменения называют количественными или эволюционными. К примеру, улучшение условий труда, повышение образовательного уровня населения, преодоление кризиса в какой-либо из отраслей хозяйства и другие подобные изменения возможны в рамках существующей общественной системы и, более того, они происходят постоянно. Абсолютно статичных обществ не существует.
Когда изменений очень много, они, постепенно накапливаясь, приводят к радикальному преобразованию общества. Такие изменения называют качественными или революционными. Они являются наиболее ярким проявлением социальных трансформаций, знаменуют фундаментальные переломы в истории, преобразуют человеческое общество изнутри и кардинальным образом сказываются на жизни людей. От других форм социальных изменений революции отличаются следующими чертами:

* Они затрагивают все уровни и сферы общественной жизни: хозяйство, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь людей;
* Во всех этих областях изменения имеют фундаментальный характер;
* Революционные изменения очень быстры, подобны взрывам. Гегель называл их "скачками";
* Революции вызывают небывалую активность у участников или свидетелей, демонстрируют оптимизм, надежду на лучшее будущее.

Революции связывают с новой и новейшей историей: первая революция (английская) произошла в 1640 году. Французская революция 1789 года получила название "Великой" из-за того, что в буквальном смысле слова изменила историю мира. Двадцатый век историки окрестили "веком революций" главным образом из-за Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года в России. Можно утверждать, что истории присуще нарастание динамичности, ускорение темпов развития, которое выражается, в том числе, в социальных революциях.
Термин "революция" появился в XIV веке, но в то время он означал лишь вращательное движение по кругу. Николай Коперник назвал свою знаменитую работу "О вращении небесных тел", использовав слово "революция": "On the Revolutions of Celestial Bodies". В XVII веке этот термин был заимствован политической философией и стал обозначать циклическую смену правителей или все политической элиты государства. И только в XVIII веке, с Великой Французской революции, складывается современная концепция революции как фундаментального преобразования общества. Идея революции проникла не только в политическое, но и в повседневное мышление. Считалось, что революции способствуют продвижению общества вперед по пути исторического прогресса. Карл Маркс использовал теорию революции в качестве обоснования неизбежности перехода от капитализма к коммунизму. Однако опыт революций показал, что они сопровождаются массовым насилием и неоправданными разрушениями экономического и социально-политического порядка. Установившийся в результате революции порядок чаще всего оказывался таким же несправедливым, что и тот, для разрушения которого были принесены в жертву миллионы людей. Во второй половине ХХ века революции стали расценивать как несчастье, сравнимое с землетрясениями, извержениями вулканов, эпидемиями.
В теории революции существует две традиции: историософская и социологическая.
Первая основывается на философии истории Гегеля и утверждает, что переход к новому качественному состоянию общества возможен только через радикальный разрыв постепенности в историческом развитии. В материалистическом понимании истории, разработанном Марксом и Энгельсом, революция рассматривается как результат постепенного обострения и быстрого разрешения социальных противоречий, прежде всего противоречия в сфере материального производства. История человечества представлена в виде последовательности общественно-экономических формаций, сменяющих друг друга посредством социальной революции. Историософская концепция революции предельно объективирует историю, оставляя людям роль безмолвных статистов.
Социологическая теория, напротив, делает акцент на движущих силах и механизмах истории, и рассматривают революции как ярчайшие примеры человеческого творчества, воплотившегося в коллективном действии. Сторонники социологического подхода отказываются рассматривать революцию как объективацию мирового разума или исторической логики.
Несмотря на различие подходов, можно выделить черты, которые всеми исследователями признаются в качестве главных в революции:

* Революции относятся к фундаментальным и всеобъемлющим изменениям, затрагивающим основы общественного порядка.
* Революции вовлекают в свое силовое поле большие массы людей.
* Революции сопровождаются насилием и принуждением.

Иногда термин "революция" неоправданно используют для характеристики других коллективных действий: военных путчей, переворотов, мятежей, восстаний, массовых беспорядков. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что эти действия не отвечают критериям социальной революции.

Все революции проходят следующие стадии:

* Формирование предпосылок революции: усиление недовольства, озлобленности, появление беспорядков и конфликтов вследствие экономического кризиса.
* В обществе распространяются критические настроения, появляются статьи, призывающие, прямо или косвенно, к смене политического строя.
* Правящий режим пытается отвести нарастающую угрозу революции частичными реформами, но это расценивается как признак слабости и только усугубляет ситуацию.
* Все более очевидная неспособность властей к эффективному управлению выливается в паралич государства. Это дает возможность революционерам захватить власть.
* Старый режим рушится и наступает период эйфории после победы.
* Среди победивших появляются признаки внутреннего размежевания по вопросу о степени общественных преобразований: радикалы хотят сломать все, а умеренные призывают к постепенности в общественном переустройстве.
* Используя надежды и мечты народных масс, радикалы берут верх над умеренными и наступает период террора.
* Постепенно восстанавливается равновесие, наступает период излечения от революционной горячки, все осознают необходимость перехода к решению экономических проблем и созданию стабильных политических институтов.

На вопрос "почему" происходят социальные революции, в науке существует два основных ответа:
Традиционный ответ предложен "вулканической" моделью, согласно которой революции возникают стихийно, снизу, в результате накопления недовольства, враждебности, превышающих определенный предел. Движущими силами являются отчаявшиеся массы людей, которые уже не могут жить по старому.
"Заговорщическая" модель утверждает, что революции задумываются небольшой группой профессиональных революционеров, которые, для реализации своих честолюбивых целей, манипулируют массами. Иными словами, революции являются результатом заговора.
Истина лежит посредине, между этими двумя моделями, и состоит в том, что каждая революция возможна лишь в результате специфического стечения объективных обстоятельств и субъективных факторов.

Исторический опыт последних двух столетий, начиная с Великой Французской революции, дает повод для нравственных оценок революции. Главный вопрос, на который нет ясного и однозначного ответа, звучит так: "Стоят ли действительные результаты революции тех жертв, которые принесены на её алтарь?"

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление