Философия истории Гегеля




Философско-историческая концепция изложена Гегелем в курсе лекций под названием "Философия всемирной истории". Сфера истории - это сфера объективного духа, по терминологии Гегеля.
Объективный дух выступает в форме права, морали и нравственности, а нравственность, в свою очередь, объективируется через семью, гражданское общество и государство. Понятие "всемирной истории" впервые появляется у Гегеля как один из моментов в характеристике государства.
Высшей ступенью познания истории Гегель считает философское её постижение. Философское - значит разумное. Разум правит в мире, а значит и в истории. Реальный исторический процесс разумен. Лишь приняв эту установку, мы сможем адекватно постичь тайну истории.
Сущность истории Гегель выявляет в схеме целесообразной деятельности: "цель - средство - результат" Она сложна и реализуется на трех уровнях:

* История как сфера индивидуальной человеческой деятельности.
* История как национально-историческая форма жизнедеятельности людей.
* Собственно всемирная история.

Всемирная история совершается в сфере духа. Дух, в противоположность природе, - это свобода. Поэтому история есть прогресс в сознании свободы. Что бы в истории не происходило, что бы индивиды ни делали, свобода есть та конечная цель, к которой направляется работа всемирной истории.
Начало истории, по Гегелю, характеризуется деятельностью индивидов, которые руководствуются интересами, страстями и т.п. Но поскольку история разумна, она все эти аффектные действия пытается оразумить и для этого выбирает в качестве орудия великих личностей. Гегель называет имена Александра Македонского, Цезаря, Лютера.
Первый взгляд на историю как арену деятельности великих личностей не дает ответа на многие вопросы, в частности, на вопрос о разумности истории. Поэтому, Гегель предлагает второй, более конкретный уровень рефлексии.
На этом уровне центральным понятием является понятие "народного духа". Свобода здесь понимается в контексте национальных особенностей. Средством реализации свободы выступает государство.
И, наконец, третий уровень исторической рефлексии - история как всемирная история. Орудием истории выступает не отдельная личность, а всемирно исторические народы. Гегель выделяет три этапа мировой истории:

* Период погружения духа в естественность.
* Период сознания свободы.
* Период возвышения свободы до её чистой всеобщности.

"Философия истории" Гегеля - первое произведение, в котором философия и история не просто соединены, а взаимно раскрывают друг друга.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Оглавление


Триумф банкетный зал москва www.sohorooms.com.