Постклассическая западная философия
Английская философия в XIX веке
Философская мысль в Англии, как и в других европейских странах в 19-м столетии, представляла достаточно пеструю картину, однако составляющие ее школы, персоналии и течения условно можно свести к двум ориентациям: эмпирической (реалистической) и идеалистической. В качестве отличительной черты британской философии называют ее относительную независимость от континентальной традиции и ориентацию на идеи национальной мысли. В рассматриваемый период здесь зародились учения, позже оказавшие влияние на развитие западной философии.
Немецкая философия в XIX веке
Философия в Германии, после смерти Гегеля, не представляла собой цельного в содержательном и формальном отношении образования. Младогегельянство к концу 40-х годов сошло на нет, исчерпав возможности экспликации гегелевского наследия, а Ницше, Шопенгауэр, неокантианцы стали авторитетами лишь в начале следующего столетия.
Неокантианство
Это течение возникло в 60-е годы и явилось результатом интенсивных поисков такой философской традиции, которая могла бы выступить в качестве основы при попытке осмысления новых реалий германской жизни.
Фридрих Ницше
(1844-1900)
Фридриха Ницше считают родоначальником "философии жизни", философом, впервые открыто сказавшим о гибели европейской культуры. Его судьба трагична и во многом напоминает судьбу последующего европейского человечества.
Философский пессимизм А. Шопенгауэра
(1788-1860)
Исследователи называют философию Артура Шопенгауэра "вселенским пессимизмом" из-за скептической и мрачной оценки им роли и места человека во Вселенной: ничем не обоснованная гордыня возвела человека на престол, им не заслуженный. Сам человек - это всего лишь вид плесени, - утверждает Шопенгауэр, - обладающей разумом и возомнившей о себе как центре мироздания. Однако достаточно лишь небольшого дуновения космических ветров, и он исчезнет, не оставив после себя никаких следов.
Людвиг Фейербах
Долгое время философия Людвига Фейербаха (1804-1872) рассматривалась в связи с марксистской философией. Традиция гласила, что антропологический материализм Фейербаха является одним из теоретических источников диалектического и исторического материализма. Маркс в "Тезисах о Фейербахе" и Энгельс в статье "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" задали достаточно одностороннюю направленность в изучении этого мыслителя, критикуя его за "созерцательность" в понимании познания.
Пик развития
В творчестве Гегеля западноевропейская классическая философия достигла пика своего развития. Этому немецкому мыслителю удалось решить фундаментальную проблему, стоящую перед философией со времен Платона - проблему тождества субъекта и объекта.