Марксистская философия
Фрейдо-марксизм
Он представляет собой соединение социальной философии марксизма с фрейдовской концепцией личности. Родоначальником считается австрийский психиатр и психолог Вильгельм Райх. Инициатива к этому синтезу исходила со стороны фрейдистов. Поскольку причины неврозов, деформирующих психику личности, коренятся в социальной области, то марксизм, особенно его учение об отчуждении, может быть полезен при поиске путей преодоления этих деформаций. Райх утверждал, что в обществе подавляются естественные стремления человека, такие, как любовь, жажда творчества. Чтобы эти стремления раскрепостить, необходима сексуальная революция.
"Франкфуртская" школа социальных исследований
Название это течение получило от города, в котором в 30-е годы образовался Институт социальных исследований, разрабатывающий критическую теорию общества. У истоков школы стояли Марк Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе.
Экзистенциалистский марксизм
Это течение оформилось в начале 60-х годов во Франции под влиянием Жан-Поля Сартра. Инициатива синтеза марксизма и экзистенциализма исходила от представителей последнего: экзистенциалисты хотели разрешить проблему сущности и существования человека с помощью реконструкции философских идей молодого Маркса.
Феноменологический марксизм
Основная проблема человеческого бытия - объективация или отчуждение - может быть решена, по мнению представителей феноменологического марксизма, через создание "интерсоциализма".
Сциентистское направление в западном марксизме
Сциентистское (научное) направление исходит из убеждения в недостаточной научности философских построений марксизма. Это относится, прежде всего, к социальной философии, которая, по мнению сторонников этого направления, более напоминает философию истории. Сциентизм критикует гуманистическое направление, считая его абстрактным и антинаучным, и сосредотачивается на вопросах методологии и теории познания, игнорируя другие проблемы марксизма.
Постмарксизм
Философ-марксист С.Стоянович предложил термин "постмарксизм" для того, чтобы показать в каком виде марксизм может существовать в конце XX столетия, после краха реального социализма. Постмарксизм однозначно отказывается от притязаний на роль универсальной философской системы и признает, что ни одной системе современности не под силу объяснить сегодняшнюю плюральную действительность.